RU74
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Челябинске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

1 м/c,

вос.

749мм 93%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Грабеж в пользу бизнеса и государства

Грабеж в пользу бизнеса и государства

Греции прочат выход из еврозоны как лечебное средство от всех бед, постигших страну в последние годы. Дескать, тогда можно будет девальвировать национальную валюту в удобном для экономики режиме. И отсутствие такой возможности после перехода на евро объясняется чуть ли не главной причиной всех бед многих европейских стран. Возможно, так и есть.

Но если это так, тогда эта безобидная формулировка скрывает за собой просто аморальную сущность – бизнес и государство могут успешно функционировать только в режиме постоянного грабежа всех остальных. Прошу извинить за такой левацкий тезис. А теперь по порядку.

Рассмотрим две крайние ситуации.

Сначала представим себе абсолютно идеальную экономику с идеально честной конкуренцией. В этом идеальном рынке производством товара может заняться абсолютно любой человек, порог входа в бизнес как временной, так и денежный равны нулю, а нечестные виды конкуренции, как то коррупция, рейдерство, кумовство, протекционизм и прочие – просто невозможны.

Если в таком рынке убрать из влияющих факторов еще и те, что обычно гоняют биржевые цены, а именно иррациональные эмоции покупателей и продавцов, то цены реализации продукта будут стабильны. Действительно, они будут определяться только себестоимостью его производства с такой нормой прибыли, за которую в случае ее минимального роста через попытку повышения отпускных цен тут же найдется новый предприниматель, готовый заменить первого и построить производство товара за прежнюю норму прибыли, тем самым сдерживая рост цен. Поэтому в идеальном рынке у предпринимателя нет никакой возможности влиять на отпускную цену товара, и они вынуждены строить бизнес только исходя из собственной эффективности. Причем снижение эффективности также легко выносит предпринимателя с рынка, ибо идеальность ситуации позволяет любому другому за нулевое время и с нулевыми издержками занять его место.

Кстати, введение в такую систему научно-технического прогресса автоматически привносит в стабильность цен понижающий тренд, так как издержки производственных процессов будут регулярно снижаться.

Теперь представим ситуацию полностью обратную. Честной конкуренции нет – только один предприниматель имеет право производить конкретный товар. То есть величина порога входа в рынок нового предпринимателя является бесконечной величиной. В полной монополии у предпринимателя-монополиста есть два способа повышения нормы прибыли – повышение собственной эффективности или волюнтаристское повышение отпускной цены продукта. Понятное дело, что второй путь проще во всех отношениях, и именно он будет выбран в качестве решения. Естественно, получаем бесконечный рост цен, ограниченный только физической живучестью покупателя продукта. Вариант бунта покупателей и смещения монополиста насильственным путем не рассматриваем, ибо это означает отмену исходного условия об исключительности монополиста, и это будет как-никак уже его замена, пусть и с таким высоким порогом входа на рынок новых игроков.

Очевидно, что все реальные бизнесы располагаются на этом отрезке между абсолютно конкурентным и абсолютно монопольным рынком. Причем как абсолютно конкурентных, так и абсолютно монопольных ситуаций в жизни не бывает, так как не бывает бизнесов ни с нулевой, ни с бесконечной стоимостью входа. Общую степень конкурентности бизнес-среды можно определять по тому, в какой части вышеописанного спектра находится основное количество компаний, определяющих эту среду.

Далее, есть подозрение, что при прочих равных, чем более конкурентна бизнес-среда в экономике страны, тем ниже будет инфляция, и наоборот. И чем больше рынок «страдает» внутренним монополизмом, тем выше со стороны бизнеса давление на цены в сторону их роста. Это помогает компаниям в той или иной степени не решать проблемы собственной эффективности полностью – за них их решает фоновый рост цен. Инфляция отпускных цен просто «замазывает» их, если они небольшие и некритичные. Правда, масштаб таких проблем, могущих быть «замазанными» инфляцией, как правило, тем выше, чем более монопольна ситуация. Кто знает, может, это вообще главная причина инфляции как таковой?

Причем эта ситуация не обязательно должна является прямым сговором производителей продуктов, хотя и это тоже регулярно встречается. Мелкие повышения цен они могут производить и самостоятельно, ведь порог входа в рынок новых игроков не является нулевым, а значит, при мелком повышении отпускных цен новый предприниматель не сможет быстро и эффективно занять место предыдущего.

Кстати, государство также является игроком рынка – оно также производит услуги и продукты: правоохранительные, социальные, присутствует в сферах естественных монополий. Ну и понятное дело, огромный размер порога входа новых игроков в сферы контроля государством является причиной его крайней неэффективности. В этом смысле демократия по сравнению с иными формами правления определяет наименьший порог входа в рынок новых игроков – демократичное переизбрание топ-менеджеров государства имеет меньшую цену, нежели, например, смена власти путем переворотов в тоталитарных режимах.

Итак, получаем: инфляция является фоновым способом «замазывания» проблем эффективности управления в бизнесах и государстве, позволяющем регулярно прощать те или иные огрехи в эффективности. Понятное дело, такое «замазывание» оплачивается из карманов всех граждан страны через механизм регулярного уменьшения покупательной способности их зарплат и накоплений. И если в случае с накоплениями бороться с инфляцией еще как-то можно, худо-бедно инвестируя средства в банковские влады или ценные бумаги, то в случае с усыханием зарплат людям приходится уже реально шевелиться – бороться за повышение зарплат забастовками, поиском новой работы или повышением своей стоимости на рынке труда. Причем большая часть такой борьбы очевидно направлена на сопротивление этому «инфляционному грабежу».

Однако, повторюсь – это не обязательно является результатом сговора бизнесменов между собой или с государством, хотя часто это и так, особенно в случае крупного бизнеса – это бы происходило и без сговора, просто исходя из наличия монопольности той или иной степени в бизнес-среде и особенно в государстве.

И теперь главный вывод: на примере настоящего кризиса еврозоны, вызванного или усугубленного ограниченными возможностями топ-менеджеров этих стран по обесценению собственных валют, мы наблюдаем почти полную беспомощность современного бизнеса и государства обходиться без этого спасительного «наркотика» под названием ИНФЛЯЦИЯ!

Алексей ВСЕМИРНОВ, биржевой трейдер
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления