RU74
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Челябинске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

8 м/c,

сев.

738мм 81%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Мой дом Ассоциация строителей Челябинска: взаимопонимание с властью легче искать вместе

Ассоциация строителей Челябинска: взаимопонимание с властью легче искать вместе

Год 2005 без преувеличения можно считать переломным этапом не только для российских строителей в целом, но и для предприятий строительной отрасли Челябинска...

" src=

Год 2005 без преувеличения можно считать переломным этапом не только для российских строителей в целом, но и для предприятий строительной отрасли Челябинска. Принятие новых Градостроительного и Жилищного кодексов, а для Челябинска – избрание нового мэра и запуск программы областного правительства по строительству доступного жилья – все это внесло существенные изменения в ситуацию на строительном рынке. Речь не идет о кризисе, но, по крайней мере, для предприятий среднего и малого бизнеса в строительстве произошедшие перемены внесли некоторую неопределенность в перспективы развития. Настал момент истины – мелкие и средние игроки строительного рынка стали объединяться, чтобы взаимодействие с властью стало более продуктивным, а также, чтобы более эффективно решать вопросы о путях дальнейшего развития и роста. О перспективах этого взаимодействия в столице Южного Урала сайту DomChel.ru рассказал руководитель нового, недавно образованного профессионального объединения – президент Ассоциации предприятий строительной отрасли Челябинска Владимир БУРЛАКОВ.

– Наверное, стоит для начала дать определение: какие предприятия в строительстве относятся к малому и среднему бизнесу?

– Есть официальные критерии по определению принадлежности предприятия к малому или среднему бизнесу. Начнем с того, что считается крупным предприятием – крупный бизнес прежде всего самодостаточен, то есть это предприятие, которое может себе позволить иметь в штате собственных высококлассных юристов, специалистов, консультантов, которое может организовывать собственные небольшие ассоциации, не испытывает проблем со всевозможными ресурсами и, самое главное, является крупным застройщиком, то есть инвестором. Крупное предприятие имеет возможность лоббировать свои интересы во всех инстанциях. Когда мы создавали Ассоциацию и зондировали почву на предмет ее необходимости, мы, естественно, обращались и в городскую администрацию, где поддержали ее создание, обращались в городскую думу, к экологам, были в Союзе строительных предприятий области, и в ходе общения поняли, что крупный бизнес не нуждается в помощи ассоциации. Есть четкое определение малого бизнеса в строительстве – это до 100 работников на предприятии. К средним предприятиям в Челябинске я бы причислил такие, как «Инстал», «НТМ», «Высотник», «Уральский институт урбанистики», «Квадрастрой», «Урал-строитель», то есть такие предприятия, которые на сегодня имеют не так много строительных площадок, как крупные.

– Ваша ассоциация является филиалом ассоциации строителей России?

– Я не слышал, чтобы у АСР были филиалы. Идеей создания Ассоциации у нас послужило то, что во многих городах подобные организации в строительной отрасли существуют и продуктивно работают, а в Челябинске нет ни одной рабочей ассоциации, поддерживающей малый и средний бизнес в строительной отрасли. Единственная организация, которая зарегистрирована и ведет какие-то работы – это Союз предприятий строительной отрасли Челябинской области, но у нас другие цели и задачи. Впрочем, мы заинтересованы в конструктивном диалоге и с АСР и с СПСО.

– Вы считаете, что малый и средний бизнес сегодня нужно непременно спасать?

– Поддержка предприятиям малого и среднего бизнеса сейчас необходима. Я, по крайней мере, убежден, что сегодня у предприятий малого и среднего бизнеса не так много возможностей для дальнейшего развития и роста. При этом необходимо дать этим предприятиям возможность участвовать в таких мероприятиях, как областная программа строительства доступного жилья, и в разработке муниципальных программ. Тем более, что они могут строить – не так много, как крупные предприятия, но так же качественно и надежно. На сегодня в этих программах абсолютно не предусмотрено место для малого и среднего бизнеса.

– Какие действия будут предприняты для достижения этих целей?

– Мы четко спроецировали для себя три направления работы – это развитие малого и среднего бизнеса, реальное и активное участие во всех федеральных, региональных и городских программах, социальная активность и ответственность предприятий малого и среднего бизнеса. Сейчас самая серьезная проблема – это недостаточная поддержка властей: как руководства города, так и государства в целом. С городским руководством понятно – у них было слишком мало времени на то, чтобы во всем этом разобраться, мы со своей стороны хотим принять активное участие в обсуждении и формировании целевых программ как городских, так и областных. Кроме того, мы будем оказывать юридическую помощь предприятиям, информационную поддержку малого и среднего бизнеса, планируем организовать выпуск собственных СМИ – печатных и интернет-изданий. Можно привести пример: в Челябинске работает строительная фирма НТМ, у которой есть готовый разработанный материал по удешевлению строительных конструкций в 2 раза. Если данную разработку воплотить в жизнь, то это моментально скажется на цене жилья. Но самостоятельно руководству организации решить это затруднительно, потому что для реализации проекта необходимо пройти сложный процесс согласования. Чтобы им помочь, мы примем участие в разработке СНИПов, положений, поможем получить разрешительную документацию. И таких примеров немало. Кроме того, один из самых уважаемых строителей отрасли Леонид Семичастный предложил нам идею создания комитета по контролю за качеством строительства. Я думаю, что власть, в принципе, готова давать сегодня малому и среднему бизнесу и работу, и участки под застройку, но необходим контроль: во-первых, за качеством строительства, во-вторых, за тем, чтобы четко соблюдались указанные сроки. Это ненормально, когда, получив участок, предприятие строит дом по 5-8 лет, причем так поступают не только небольшие, но и крупные застройщики, которые осваивают сразу несколько площадок и не успевают выдерживать установленные сроки.

– Вы будете осуществлять независимый контроль или организуете его совместно с государственными надзорными органами?

– Начнем с того, что самостоятельно производить контроль такого уровня исключительно силами Ассоциации невозможно. Недавно администрация предложила создать рейтинг строительных компаний, но дело в том, что самостоятельно у администрации это сделать не получится. Нельзя решать такие вопросы одним звеном, в этом обязательно должны принимать участие специализированные СМИ, которые владеют необходимой информацией, авторитетные представители строительного бизнеса, и, естественно, администрация в качестве структуры, которая поддерживает и координирует работу. Если городские власти подобный рейтинг попробуют составить самостоятельно, в нем будут много субъективности, и формировать рейтинг на основе звонков и жалоб населения – не серьезно. Хотя основная линия политики администрации в градостроительстве мне нравится – это и четкое определение сроков выдачи земли в аренду, и подготовка нового регламента по оптимизированию работы системы «одно окно». У нас тоже есть конструктивные предложения по оптимизации процессов в этом направлении и буквально во второй декаде января 2006 года планируем организовать совместно с администрацией круглый стол на эту тему. Представители среднего и малого бизнеса очень активны, есть масса предложений грамотных и интересных, но изначально нет ресурсов, чтобы воплотить идеи в жизнь.

– Но у многих строительных организаций есть претензии к новой администрации, например, считают, что недостаточно открыто проводятся аукционы по земельным участкам под застройку, что этот процесс недостаточно прозрачен…

– Мне известно только об одном аукционе. На самом деле, у крупных предприятий есть значительные преимущества на таких аукционах, так как они располагают значительно большим количеством ресурсов. У нас есть предложения по дополнительным условиям проведения аукционов и конкурсов, которые позволят не ущемлять более мелкие предприятия, и, думаю, к нашим предложениям прислушаются. А негатив и претензии к администрации в первую очередь исходят от тех предприятий, которые чего-то лишились, а справедливо или нет – я не могу об этом судить, так как не владею информацией. В моем кругу малых и средних предприятий никто претензий к власти не имеет – при прежнем мэре они не имели особенных льгот и сейчас работают в тех же условиях, что и раньше.

– Вы планируете принимать участие в законотворческой деятельности?

– Однозначно – да. У нас в ассоциации будут люди, имеющие законотворческий опыт. Идея проста – если мы сегодня говорим о развитии малого и среднего бизнеса, если мы говорим, что этот сектор бизнеса должен приносить в бюджет до 30% налогов, нужно дать ему возможность получать работу. Если крупный застройщик теряет одну или две площадки, то на его работе это практически никак не сказывается, если же нечто подобное происходит с небольшим предприятием, это может иметь серьезные последствия вплоть до банкротства. Поэтому есть четкое понимание, что нужна поддержка на уровне власти, чтобы правила игры были приемлемы для малого и среднего бизнеса. Ведь крупный бизнес может подвести самостоятельно инфраструктуру и коммуникации и под строительную площадку, пусть даже за счет удорожания квартир. Сделать то же самое мелкие предприятия не могут, даже объединившись. Нужно учитывать, что последние 20 лет инфраструктуру не развивали или развивали, но при помощи крупного бизнеса. Причина простая – не было денег.

– Не подошел ли малый и средний бизнес в Челябинске к такой критической точке, чтобы объединяться в холдинги?

– Объединение в холдинги невозможно, поскольку у каждого предприятия свои интересы и проблемы. Многие строительные фирмы имеют работу и при новой власти, но дальнейшие перспективы работы пока ясны далеко не всем из них. При этом не все из них решат прийти самостоятельно в городскую думу, к мэру или губернатору, чтобы высказать свои опасения и попросить помощи. Да и сама городская администрация просто физически не способна принять более семисот малых предприятий, работающих в строительной отрасли, и выслушать позицию каждого. Следовательно, помощь малому и среднему бизнесу требуется, и необходимость в объединении назрела, но не в холдинги, а в ассоциацию, которая станет связующим звеном между властью и представителями строительного комплекса. Осознают это и сами предприятия – практически никто из тех, кого мы приглашали вступить в ассоциацию, не отказался. Из сорока предприятий, которые мы посетили, сомнения высказали только два, и то лишь по причине того, что они уже состоят в других объединениях. Хотя даже при этом никто не помешал бы им вступить и в нашу Ассоциацию, так как устав не запрещает участникам состоять в других общественных объединениях.

– В таком случае где гарантия, что вас выслушают в администрации и не откажут в поддержке?

– Абсолютно не пугает – выслушают нас или нет. Мы выражаем мнение многих малых и средних предприятий отрасли и лоббируем их интересы. Я считаю, что сегодня не то время, когда власти с чем-то могут не согласиться в ущерб бизнесу. Сама администрация заинтересована в том, чтобы малый и средний бизнес развивался и продуктивно работал. А малый и средний бизнес крайне заинтересован в четких и прозрачных правилах игры.

– Понятно, что для крупных компаний работа в ассоциации не интересна, но вы будете как-то с ними взаимодействовать?

– Естественно, мы будем с ними взаимодействовать, ведь сегодня крупные предприятия часто являются работодателями более мелких. Мы будем привлекать их к участию в программах развития малого и среднего бизнеса.

– У вас есть какие-то предложения по изменению или дополнению программы «Доступное жилье»?

– Есть позиция, что без полноценного участия малых и средних предприятий реализация этой программы будет затруднительна, ведь для успешной ее реализации необходимо значительно увеличивать объемы строительства. Например, на западе развитие ипотеки дало положительный результат только после того, как образовался избыток предложения жилья.

– Многие именно ипотеку называют главной причиной резкого подорожания жилья. Вы с этим согласны?

– Я с этим мнением часто сталкиваюсь, но я с ним не согласен. Ипотека может сыграть роль лишь в незначительной степени, и это естественно: если на 100 квартир находится 200 покупателей, то не стоит удивляться, что цены на эти квартиры вырастут, а если будет 300 квартир и 200 покупателей, то цены придется снизить. Это то, о чем я уже говорил – необходимо больше строить. Причиной резкого подорожания стала не ипотека, а политика крупных застройщиков, которые, спекулируя неопределенностью, связанной с приходом новой власти, искусственно подняли цены. Многие обвиняют новую власть в подорожании жилья, но я с этим не согласен. Цены на жилье подняли именно застройщики, которых пугала неопределенность, они пытались себя таким образом обезопасить.

– Есть ли надежда, что цены снизятся?

– Однозначно – да. Ни для кого не секрет, что строительный бизнес очень трудный, но и очень привлекательный, доходный. Есть четкие данные о себестоимости квадратного метра – в панельных домах это около 6 тысяч рублей, нет никаких причин, из-за которых эта себестоимость может повыситься на 30-50%. Когда ситуация с объемами строительства стабилизируется, цены начнут снижаться, механизм этого снижения есть, нужно только принять меры, чтобы эти механизмы начали работать. Ассоциация предприятий строительной отрасли Челябинска будет работать именно для того, чтобы достичь этой стабильности на рынке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления