Экономика Страховщики бросают ОСАГО в Челябинске?

Страховщики бросают ОСАГО в Челябинске?

В Челябинской области станет меньше страховщиков, продающих ОСАГО. Часть компаний сливаются, снижая долю автогражданки до минимума, другие, по слухам, и вовсе уходят из региона. Причина все та же – расцвет мошенничества и высокая аварийность, убытки от которых не смогли покрыть даже повысившиеся тарифы. Кто и когда покинет рынок – в материале ChelFin.ru.

Ситуация снова накаляется?

Эффект от двойного повышения тарифов в прошлом году постепенно сходит на нет, и компании снова заговорили об убыточности этого вида страхования. По их мнению, пересмотр тарифов хоть и отодвинул автогражданку от критической черты, но был компенсирован более чем четырехкратным увеличением лимитов возмещения, расширением европротокола и другими нововведениями. Кроме того, пока не решена проблема с поддельными полисами.

Средняя выплата по ОСАГО в январе 2016 г. выросла до 54,86 тыс. руб. Средняя премия – до 6,18 тыс. руб.

Как мы уже писали ранее, в России насчитывается от одного до четырех миллионов штук подделок. Правда, с 1 июля Российский союз автостраховщиков начнет замену бланков новыми, более защищенными. «Важно, чтобы полис ОСАГО давал сотруднику ГИБДД возможность визуального контроля: сейчас слишком много подделок, которые сотрудник не может выявить. Новые бланки будут более защищенными, сотрудники ГИБДД смогут, увидев их, быть уверенными, что эти полисы настоящие, а не поддельные», – пояснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Банк России даже предложил дополнить форму страхового полиса ОСАГО полем с QR-кодом, при помощи которого можно получить сведения о договоре на сайте Российского союза автостраховщиков в режиме онлайн.

На 10,3% в 2015 году сократилось и количество заключенных договоров.

Однако пуще прежнего страховщиков волнует проблема мошенничества с выплатами и активная деятельность автоюристов, особенно в Челябинске. Предприимчивые дельцы доводят споры со страховой до суда, повышая тем самым размер выплаты. Часть вырученных средств уходит на оплату услуг юристов, оставшиеся уходят автовладельцу. В итоге растет средняя выплата при тех же сборах, убыточность ОСАГО для страховщиков в регионе зашкаливает. В результате все вместе с аварийностью удерживает территориальный коэффициент на самом высоком среди регионов уровне. Еще в конце ноября прошлого года страховщики в голос заявляли, что, если ситуация не изменится, с рынка начнут снова уходить компании. Как прокомментировал зампред правления «СОГАЗа» Дамир Аксянов, ОСАГО, по его прогнозу, ожидает резкий рост убыточности во второй половине 2016 – первой половине 2017 года. «Следующий кризис рентабельности мы, вероятно, увидим во второй половине 2017 года», – добавил он.

Сборы по ОСАГО выросли за 2015 год на 45% до 218 млрд руб.

Первым о решительных действиях заговорил Росгосстрах. В начале февраля генеральный директор компании Дмитрий Маркаров сообщил журналистам, что компания проводит оптимизацию персонала и сокращает свое присутствие в ряде регионов, поскольку не видит серьезных источников дохода. В ответ на это заявление ЦБ потребовал от Росгосстраха объяснений. «Пусть компания нам объяснит, что такое "им не интересно". Мы прочитали в прессе о том, что им не интересно ОСАГО. Понимая, что они лидеры этого сегмента рынка, мы поинтересовались деталями», – сказал директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук.

Однако информации о конкретных изменениях в отдельных регионах после этой шумихи не поступало вплоть до середины марта. В конце прошлой недели сразу несколько игроков челябинского страхового рынка поделились с корреспондентом Chelfin.ru информацией о возможном закрытии офисов Росгосстраха в регионе уже с 1 апреля. Но в страховой слухи не подтвердили. Как пояснил директор филиала компании Росгосстрах в Челябинской области Сергей Блинов, компания работала и будет продолжать работать по всей России включая Челябинск. «Наоборот, мы наблюдаем постоянный приток клиентов: в связи с уходом с рынка или закрытием офисов продаж ряда действующих федеральных страховщиков в районах области клиентский поток в офисы компании существенно увеличился», – добавил он. На сегодняшний день Росгосстрах, по данным ЦБ, занимает около 10% рынка ОСАГО в Челябинской области. Филиал включает в себя 35 агентств и страховых отделов, а также четыре центра и пункта урегулирования убытков в Челябинске, Златоусте, Миассе и Магнитогорске.

По мнению страховщиков, даже в случае ухода Росгосстраха с рынка ОСАГО проблем с полисами не возникнет. Евгений Уфимцев пояснил, что в регионах помимо этой компании есть еще ряд страховых организаций, предоставляющих такую услугу. Однако, парирует ему председатель уральского союза страховщиков «Белый соболь» Олег Цыпулин, оттока страховщиков не заметят крупные города. «А вот в небольших населенных пунктах людям станет негде страховать автомобили», – цитирует эксперта УРБК.

Страховщики все-таки уходят из Челябинска

Причиной «исчезновения» страховщиков все чаще становятся сделки слияния и поглощения. Так, в периоде двух лет страховая «ЖАСО» полностью войдет в состав страховой компании «СОГАЗ». В декабре прошлого года компания заключила договор купли-продажи АО «ЖАСО» с ПАО «Объединенные Кредитные Системы». Тогда в собственность «СОГАЗа» перешел пакет из 24,99% акций. После одобрения сделки ФАС в феврале 2016 года был выкуплен оставшийся пакет.

В процессе подготовки текста выяснилось, что «ЖАСО» закрыл филиал в Челябинске и еще 17 городах страны. До 1 июня обслуживание действующих договоров и урегулирование убытков будет проводиться в прежнем режиме. До 28 апреля застрахованные по ОСАГО граждане должны выразить в письменной форме свое согласие на замену страховщика (на «СОГАЗ». – Прим. автора) или отказаться от этой замены.

«Процедура интеграции "ЖАСО" в страховую группу "СОГАЗ" будет проходить постепенно, – пояснил заместитель председателя правления «СОГАЗа» и генеральный директор «ЖАСО» Кирилл Бровкович. – В результате в тех регионах, где сейчас присутствуют филиалы и "ЖАСО", и "СОГАЗ", останется один филиал "СОГАЗа"». Как пояснил эксперт, первыми будут консолидированы филиалы, которые расположены в местах, где нет узлов обслуживания железных дорог. «Эти филиалы фактически работают в рыночных условиях, которые сегодня не очень благоприятны», – добавил Кирилл Бровкович.

В настоящее время «ЖАСО» не заключает новых договоров добровольного страхования с клиентами-физлицами, а желающим продлить или купить полис в «ЖАСО» предлагают заключить договор с «СОГАЗом». Все ранее заключенные договоры страхования продолжают действовать в полном объеме. «Нам интересна часть портфеля "ЖАСО" с физлицами, но в первую очередь мы сфокусированы на рентабельности бизнеса», – объяснил Кирилл Бровкович.

Что касается автогражданки, то в «СОГАЗ» будет передано порядка полумиллиона договоров по ОСАГО. Учитывая более чем консервативную стратегию «СОГАЗа» в этом виде страхования, в конечном итоге активность продаж в регионе неминуемо сократится.

Стоит напомнить, что в области работает также дочерняя страховая компания «ЖАСО» – «ЮЖУРАЛЖАСО», которая только в прошлом году получила лицензию на продажу автогражданки. Компания присутствует в шести городах – Челябинске, Златоусте, Магнитогорске, Кургане, Орске и Оренбурге. По итогам прошлого года доля «ЮЖУРАЛЖАСО» на рынке ОСАГО составила 2,4% (сборы 141 млн руб.). Как сообщил корреспонденту ChelFin.ru Кирилл Бровкович, пока решение по дальнейшей судьбе компании не принято. «Теоретически она может быть как продана, так и консолидирована», – добавил он.

На «ЖАСО» в прошлом году пришелся всего 1% ОСАГО (сборы – 62,5 млн руб.). Доля «СОГАЗа» составила 1,6% (сборы – 94,6 млн руб.). В целом три компании занимают на челябинском рынке чуть меньше 5,2%. «Постепенно компании перейдут на более осторожную рыночную позицию по сегментации клиентов в сфере ОСАГО, – добавил Кирилл Бровкович. – "ЖАСО" будет продавать полисы только в офисе, отказавшись от реализации через агентов, брокеров и через обособленные рабочие места».

Как поясняет страховой брокер Ярослав Королев, «ЖАСО» начала сокращать возможность оформления полиса еще во второй половине 2015 года: видимо, в процессе подготовки к продаже. «Страховая скорее интересна "СОГАЗу" долей в корпоративном страховании. И в целом серьезного влияния на рынок автострахования ее уход, на мой взгляд, не окажет. Разве что смотреть на это с позиции количества точек продаж ОСАГО. Поскольку "СОГАЗ" вряд ли прирастет новыми допофисами и сотрудниками, которые будут работать с физлицами», – пояснил он.

«Львиную долю рынка ОСАГО в Челябинской области сегодня занимает "ЮЖУРАЛ-АСКО" – около 80–90%. Поэтому даже в случае ухода Росгосстраха, "ЖАСО" и "ЮЖУРАЛЖАСО" повторения коллапса ждать не стоит», – считает автоюрист Лев Воропаев. По его словам, одновременно со всеми изменениями были введены штрафные санкции для компаний, которые отказывают в покупке автогражданки. Не даст скатиться ОСАГО и возможность приобретения электронного полиса. «Пока этой услугой пользуется не очень много горожан. По моим наблюдениям, такая покупка обходится чуть дороже из-за необходимости приобретения электронно-цифровой подписи. Отпугивает водителей и обязательство предоставлять бумажный полис сотрудникам ГИБДД. Но думаю, со временем ситуация изменится», – резюмирует автоюрист.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления