RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

736мм 67%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Город Иван Иоголевич, директор Дворца пионеров и школьников имени Крупской: «Пришлось отказаться от свободы»

Иван Иоголевич, директор Дворца пионеров и школьников имени Крупской: «Пришлось отказаться от свободы»

«Учитель года-2005» Иван Иоголевич назначен директором Челябинского дворца пионеров и школьников имени Н.К. Крупской. Одних эта новость расстроила, потому что Иван Александрович многие годы был городской «кузницей» победителей международных олимпиад по физике. Логичен вопрос: кто же его заменит? А других обрадовала – кому, как не талантливому учителю и генератору многих идей стоять у руля детского дворца творчества с громкой историей? Мы говорили с гостем редакции Иваном Иоголевичем о будущем дворца на Алом Поле, проблемах научного общества учащихся, благодарной профессии учителя, спасительной поэзии и многом другом.

«Нам предстояло расставание»

Иван Александрович, вас обрадовало предложение возглавить дворец, которым когда-то руководил ваш отец? Или решение далось трудно, потому что надо было оставить 31-й лицей, любимую физику?

– Школа остается, вернее, небольшое количество уроков физики. По крайней мере, хочу попробовать совмещать. Вообще-то я из тех людей, которые долго думают, прежде чем принять решение. Но эта ситуация была не из тех, когда можно думать долго. Я понимал, какие трудности меня ждут и от чего придется отказаться... но определяющим было, наверное, то, что дворец – это семейное дело. Я думал всего один день.

Семья вас поддержала в этом решении?

– Мне было сказано, что они принимают и уважают мое решение.

От чего же придется отказаться?

– От свободы прежде всего. Потому что, будучи учителем физики и заместителем директора лицея, я не был связан большими административными обязательствами и мог закручивать в год по несколько проектов. Придется отказаться от преподавательской деятельности, как основной, то есть от того, что я умею делать профессионально на сегодняшний момент. Это, как земля для хлебопашца или ремесло для мастера, все-таки отчасти это потеря каких-то корней... немного страшновато. Но, думаю, все получится.

Как отреагировал на ваше назначение 31-й лицей?

– С директором Александром Евгеньевичем Поповым у нас состоялся спокойный деловой разговор, и он поддержал мое решение, а также предложил сохранить небольшую нагрузку, связанную с лидерами – ребятами, которые потенциально могут стать участниками Всероссийской олимпиады по физике. Это то направление, которым я занимался.

Вы оказались незаменимым?

– Не хочу так думать. У меня есть ученик, который принимает эстафетную палочку, он сам был призером всероссийской олимпиады, несколько лет преподает в школе, участвует в организации олимпиад. Считаю, что это хорошая замена. Скорее, это мне пошли навстречу, потому что трудно резко перестать заниматься тем, что тебе приносило удовлетворение. Коллеги приняли назначение по-разному: кто-то сказал, что в шоке, но были и те, кто выразил поддержку и даже готовность сотрудничать.

А ученики?

– Они своего мнения не высказали. Нам с детьми в этом плане повезло – я нынче выпустил свой класс, в любом случае предстояло расставание. Хотя есть у меня такая непосредственная ученица, олимпиадница тоже, так она сказала: «Думала, Иван Александрович уже ничем не сможет удивить!» Но я удивил, появившись сначала в телеэфире, а теперь вот здесь. (Смеется.)

Центр для самых-самых

Назовите главные трудности, которые ждут вас на новом месте?

– Нужно определить позицию дворца, ответить на вопрос, что такое Челябинский дворец пионеров и школьников имени Крупской сегодня, куда он движется? Мир вокруг нас объективно изменился и мы должны меняться. В свое время городской дворец был центром внешкольной работы и это была марка. Но сегодня мы не можем отталкиваться только от этого, поэтому нужно определять ориентиры.

Вам не кажется, что слово «пионеры» в названии не актуально?

– Скоро в Челябинск на вечер встречи, который проводит фонд имени Поляничко, из Москвы приедет Любовь Кузьминична Балясная – один из бывших руководителей обкома комсомола. Соберутся ветераны комсомола, пионерии, люди, связанные с историей образования в Челябинске – Александра Сергеева Злотник, например, которая была заведующей гороно, она сотрудничала с папой, Юрий Петрович Кропотов, который руководил дворцом более 30 лет, а сейчас работает методистом в нашем музее. И я бы хотел на этой встрече обсудить вопрос названия нашего дворца. У современного поколения это название, действительно, вызывает много вопросов: пионеров нет, кто такая Крупская – многие не знают. Его же переименовывали, одно время он был Дворцом творчества учащейся молодежи, потом снова стал Дворцом пионеров и школьников имени Крупской. Нужно взглянуть на это с позиции нового времени и найти объяснение для нового поколения.

Сегодня даже школы поставлены в условия необходимости зарабатывать, если говорить о новом законе об образовании. О внешкольных образовательных учреждениях и говорить не приходится, они давно настроены на эту волну.

– Мы в тех же ножницах, что и многие бюджетные организации сегодня. С одной стороны, дворец – муниципальное учреждение, которое в рамках действующего законодательства будет финансироваться из бюджета в соответствии с муниципальным заданием. Но есть еще один важный показатель – качество предоставляемых услуг. Я вкладываю в это понятие профессиональное мастерство педагогов и условия, в которых происходит обучение. Обновить материальную базу только за счет бюджетных средств – нереально. И второй момент – самый важный – кадровый. Каждый родитель хочет, чтобы с его ребенком работали лучшие педагоги, каждый руководитель мечтает о том, чтобы в его учреждении работали лучшие специалисты. Но человек, который хорошо выполняет свою работу, должен рассчитывать на достойное вознаграждение. А та бюджетная составляющая, которая есть, этого не покрывает. Поэтому мы неизбежно поставлены перед необходимостью думать и о доходах.

Когда вам предложили занять эту должность, не обещали целевой поддержки?

– Об этом говорилось. Но я понимаю, чего сейчас ждут от меня – внятной формулировки, куда мы собираемся двигаться. И если мы четко сформулируем свои цели, думаю, получим поддержку городской администрации. Абсолютно согласен, что бюджетное финансирование не должно выделяться просто на содержание учреждения.

На чем вы точно будете зарабатывать?

– У нас есть центр дошкольной подготовки «Сорока», очень популярный среди родителей, там все – от хореографии до математики. Это в полном смысле дополнительная услуга. Готовим предложения для руководителей предприятий и компаний по организации корпоративных детских праздников. В городе сегодня развиты взрослые корпоративы, а мы хотим переориентировать родителей на детские, надо отдыхать семейно. Предполагается также открытие астрокомплекса. Все видят сферу, которая возвышается над спортивно-техническим корпусом, по проекту там должен был появиться планетарий. Но до сих пор не появился. Тем не менее педагоги дворца уже подготовили цикл лекций для школьников, для детей с родителями, эти лекции сопровождаются видео-фрагментами и есть возможность посмотреть на звезды в современный цифровой телескоп. Планетария пока нет, но работу по абонементам мы планируем начать, и со временем открыть планетарий. Но по приоритетным направлениям услуги дворца останутся бесплатными.

Есть предложения по НОУ, когда-то Научное общество учащихся нашего дворца гремело на весь Союз?

– Между дворцом и ЮУрГУ заключено соглашение о сотрудничестве, в рамках которого на базе дворца будет действовать объединение для старшеклассников с профориентацией на науку, занятия будут проводиться на уникальной технической базе университета с привлечением университетских кадров, и эти занятия будут стопроцентно бесплатными. Потому что университет оплату труда преподавателей берет на себя.

Также планируем на базе дворца создать городской центр предметных олимпиад. Это направление непосредственно связано с моей предшествующей деятельностью. Актуальность такого центра в городе есть, сегодня эта работа ложится на плечи одного специалиста управления по делам образования Челябинска. Но при всем профессионализме одному человеку такой объем работы непосилен. Поэтому мы договорились идти путем Санкт-Петербурга, где на базе городского дворца пионеров и школьников эффективно работает центр предметных олимпиад. Это будет не только центр подготовки к олимпиадам, логичен и следующий шаг – организация бесплатных занятий для призеров олимпиад.

Как быть тем ребятам, которые хотят стать режиссерами, танцорами, художниками? Для них не придумано олимпиад.

– С этим у дворца как раз нет проблем. У нас сохраняются все объединения центра художественного творчества и даже появятся новые.

Дом родной

Правда, что спортивный комплекс наполовину уже не принадлежит дворцу?

– Нет. Он остается неотъемлемой частью дворца, но на территории спортивного комплекса сегодня действуют два крупных структурных подразделения – филиал детского сада №195 Центрального района и спортивная школа по баскетболу, где бесплатно занимаются 300 ребят – самый крупный коллектив дворца. Прекрасно работающий центр, ребята достигают хороших результатов. В этом комплексе остаются астрономический клуб, фотостудия «Луч», студии лепки, интеллектуальных игр, шахмат, ГО, а также единоборства, картинг...

Картинг сохранился?

– В плане кадров, но нам крайне необходим картодром и машины, сегодня у нас только одна. Картинг – это не чисто спортивное направление, но еще и конструирование. Очень хотелось бы сохранить это направление и привлечь сюда «трудных» подростков. Будем искать инвесторов.

Коллектив дворца собираетесь обновлять?

– Одной тайной «мадридского двора», которая уже размещена на вашем сайте, могу поделиться: объявлен конкурс на замещение вакантной должности заместителя директора по информационным технологиям. Считаю, что дворец должен опираться на современные технологии. У нас, к сожалению, нет даже своего сайта. Во дворце есть клуб «Компьютер», который нынче отметит свое 25-летие, это один из самых первых компьютерных центров для обучения школьников в Челябинске. Во многих вопросах в свое время дворец был лидером. Но клуб «Компьютер» – это образовательная деятельность, а нам нужно компьютеризировать весь дворец.

Наверное, дворец для вас всегда был родным домом?

– Впервые я пришел сюда года в три-четыре, наверное. Помню конкурс детского рисунка на асфальте, в котором принимал участие, и мне подарили какую-то маленькую фигурку, напоминающую сегодняшние киндер-сюрпризы. Это был верх счастья. А потом я сюда приходил на новогодние елки, и Юрий Петрович Кропотов у меня до сих пор ассоциируется с Дедом Морозом, потому что он всегда был в этой роли. Сегодня у нас, кстати, есть вакансия Деда Мороза. А в более зрелом возрасте я попал в городской комсомольский штаб, потому что был секретарем комсомольской организации 31 школы и поехал на сборы комсомольского актива. Причем поехать мог в новосибирскую школу по физике, но выбрал сборы актива.

Решили отдохнуть от физики?

– Здесь была организована встреча, и я познакомился с ребятами, которые мне понравились. А каким будет коллектив в Новосибирске, я не знал. И не пожалел, что сделал такой выбор – узнал много полезного. Мы учились проводить различные мероприятия, и потом завуч по оргработе нашей школы сказала мне: «Зачем здесь я, если ты все можешь сам, и все равно ничего не слушаешь?!» Мы организовали даже социальный проект – шефствовали над воспитанниками школы-интерната закрытого типа в Каштаке и несколько лет регулярно проводили для них различные мероприятия. А потом я поехал в летний лагерь НОУ, но уже в качестве руководителя, потому что к тому времени был студентом педагогического университета.

Дворец неразрывно связан с историей моей семьи. Папа, после того как перестал возглавлять коллектив дворца и перешел в педагогический институт, очень заботился о НОУ. Дружба с Юрием Петровичем Кропотовым продолжала тесно связывать его с дворцом. Мой брат ходил сюда, в кружок «Шуруп», и стал инженером.

Домосед

Почему вы выбрали педагогику?

– Открою страшную тайну – мои родители отговаривали меня идти в педагогический. Как будто бы в шутку, говоря, что у нас в семье есть инженеры – брат и дед мой был военным инженером; есть педагоги – мама с папой, но нет медика. «Давай, – говорили они. – Готовься в медицинский». Потом я понял, это было такое ненавязчивое отговаривание от педагогики. Я стал подумывать об экономическом факультете в ЮУрГУ, другие варианты были. Но, когда подошло время поступать, мои любимые школьные учителя вдруг сказали: «Да о чем ты думаешь? Тебе нужно идти в педагогический!» (Смеется.) И я пошел.

Не было амбиций – поступить в московский вуз?

– Честно сказать, нет. Может быть, сказалось семейное воспитание. Из нас, как мне кажется, воспитали домоседов. Брат тоже здесь остался, и племянник, он уже защитился с отличием в ЮУрГУ. Хотя, когда я окончил первый курс педагогического университета, было хорошее предложение перевестись в Санкт-Петербургский университет имени Герцена, там была какая-то программа для лучших студентов. Возможно, с позиций сегодняшнего опыта я так бы и поступил, но тогда отказался.

Никогда не возникало чувства, что вы устали от школы, не хотелось сбежать?

– Конечно, уставал. Но спасала формула, которую я нашел для себя. Мне приходилось вести физику в четырех классах одной параллели. Это утомительно – один урок повторять четыре раза подряд. И я нашел формулу для себя: урок не один и тот же, потому что дети разные. Если ты сосредоточен на детях, то это всегда новая задача. У меня все-таки творческий склад ума. И как для человека творческого атмосфера общения с детьми компенсировала все нагрузки и усталость.

Не заскучаете в директорском кресле?

– Сейчас мне предстоит привыкать к административной работе, здесь творчество придется умерить. Пока мне это не очень удается. Творческий человек может идеи продуцировать и не брать на себя обязательств. Директор не брать обязательств не может. Вообще-то, я с нетерпением жду начала учебного года, профессия учителя – мои корни, и когда я ею не занимаюсь, не общаюсь с детьми, то начинаю ощущать отрыв от этих корней. Надеюсь, что все-таки найду время для того, чтобы работать с детьми в центре подготовки к олимпиадам.

Благодарная профессия

Многие ваши ученики заразились любовью к педагогике?

– Есть такие. Наш выпускник Артем Воронов стал первым в истории 31-го лицея и Челябинска победителем Международной физической олимпиады в 1997 году, окончил МФТИ и сегодня возглавляет заочную федеральную физико-техническую школу, которая работает с детьми по всей стране, помогаем им освоить физику и математику. Другой наш выпускник – Миша Лепчинский, который в том же году стал первым нашим мировым золотым медалистом, но уже по математике, остался в Челябинске. (Ему благодаря поддержке Петра Ивановича Сумина была выделена квартира). Он окончил ЧелГУ и сегодня преподает там математику. Наши выпускники в ЮУрГУ сегодня работают и преподают, и занимаются научной деятельностью.

Скажите, почему же вы все-таки не согласились преподавать в МГУ после победы в конкурсе «Учитель года»? Не верится, что вновь сработало «домоседство».

– Думаю, можно догадаться почему? В этом предложении было много лукавства.

Вы будете отговаривать свою дочь от выбора учительской профессии?

– Часто видел, работая в школе, что родители заранее расписали для детей их будущее, и видел, как дети мучаются от этого. Поэтому мы с женой договорились между собой, что не будем учить ребенка читать, считать, опережая время. Вот как идет процесс, так он и пусть идет – родители должны лишь подстраиваться. Если уж мы от школы требуем, чтобы она индивидуально развивала каждого ученика, так, наверное, в семье это должно быть в первую очередь. Надо присматриваться к ребенку и подстраиваться под его сегодняшние потребности. Активнее всего развитие идет тогда, когда ребенок чем-то заинтересовался сам.

В 31-й школе удается индивидуально развивать каждого ученика? Насколько это возможно в большой школе мегаполиса?

– Это достаточно сложно. Когда я начал работать в общеобразовательной школе, то понял, что индивидуальный подход – не только организация индивидуальных занятий, его можно осуществить в рамках отдельно взятого урока, но это требует колоссальных усилий со стороны учителя, напряжения, мобилизации. Это требует настройки в тональность каждого ребенка. Для этого нужно уверенное владение предметом, когда твои мысли не заняты тем, о чем ты сейчас рассказываешь, твои мысли заняты тем, что сейчас понимает ребенок. Это очень сложно, но возможно.

Знаю, что вы любите отдыхать с томиком стихов. Это отвлекает от профессии?

– Поэзия снимает всякую усталость. Родители оставили нам хорошую библиотеку, и в сложных ситуациях книги просто спасают. Один из самых любимых поэтов – Иосиф Бродский, я даже брал его сборники в командировки, когда чувствовал, что поездка будет сложной. Много лет работаю в составе жюри Всероссийской олимпиады по физике, где всегда интенсивная работа, общение с детьми, процедура апелляций, проверка работ – нагрузка большая, эмоции педагогов, детей. Нужно уметь переключиться, чтобы самому не выплескивать эмоции. (Смеется.) Для этого я углубляюсь в стихи. В свое время увлекался футболом, лет десять играл регулярно по выходным, даже довелось тренировать юношескую команду, участвовать в городских соревнованиях. В прошлом году пытался возобновить футбол – хватило меня на полгода. Хочу снова попытаться. Часто гуляем всем семьей в лесопарке.

Важно для педагога, чтобы его помнили ученики?

– Мы общаемся. Ребята, когда приезжают из Москвы, часто заходят в школу. С некоторыми поддерживаем более тесные контакты – звонят, переписываемся. Был такой значимый момент для меня: когда прошел всероссийский конкурс «Учитель года», я вернулся в Челябинск и ночью раздался звонок – звонил Даниил Кудряшов из Мексики, узнав о моей победе. Конечно, было приятно. С теми, кто в Челябинске, чаще пересекаемся. Это очень значимо для учителя.

То есть учитель – профессия благодарная?

– Безусловно. Для того, кто пришел в эту профессию осознанно. Я тоже общаюсь со своими учителями и стараюсь их поддерживать. Недавно на вашем сайте публиковали информацию о создании Фонда поддержки лицея. На самом деле это в большей степени фонд поддержки наших учителей-ветеранов. И я понял, насколько это важно было для них, когда приезжал к ним и вручал премии небольшие.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления