RU74
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Челябинске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +4

1 м/c,

зап.

736мм 70%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,65
EUR 98,58
Образование Учитель года не любит слова «конкуренция»

Учитель года не любит слова «конкуренция»

Уже двенадцатый год Челябинская область чествует своих лучших педагогов. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года-2008» прошел в конце апреля и представил две номинации: «учитель-предметник» и «учитель внешкольного образования»...

" src=

Уже двенадцатый год Челябинская область чествует своих лучших педагогов. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года-2008» прошел в конце апреля и представил две номинации: «учитель-предметник» и «учитель внешкольного образования».

Более сорока педагогов приняли участие в мероприятии. После торжественного открытия и жеребьевки каждый преподаватель в свободной форме представил себя в первом испытании – «Визитной карточке». Кто-то пел, кто-то танцевал, а кто-то – просто рассказывал о себе и своей работе.

Елена Фазиахметова, учитель музыки: «Моя цель – воспитать не музыканта, а человека»

" src=

Следующий день конкурса был посвящен демонстрации практического опыта лучших педагогов области, а для учащихся одной из челябинских школ стал и вовсе особенным. В первую очередь потому, что место работы учителя года-2007 – лицей №77 Ленинского района Челябинска – стало площадкой проведения открытых уроков лучших учителей всей области.

Так, в 9 часов утра здесь можно было попасть только на три занятия: русский язык, музыку и физкультуру. Я выбрала музыку в 4«А» и зашла в 17-й кабинет. Девочки с белыми бантами и мальчики в строгих отглаженных костюмах притихли за партами, на последних рядах расположилось компетентное жюри, учительница заканчивала последние приготовления к уроку возле ноутбука. Раздался звонок.

«Добрый день, ребята», – напела под аккомпанемент пианино Елена Александровна и приветливо улыбнулась серьезным лицеистам.

В течение 30 минут она держала внимание непоседливой аудитории: ни один четвероклассник за это время не позволил себе хотя бы подпереть голову ладошкой. Дети знакомились с историей Шопена и слушали его завораживающую музыку, дружно тянули руки, чтобы порассуждать о прелюдии; анализировали произведения живописи, пели гимн России и беседовали о любви к Родине.

Полчаса пролетели незаметно, более того, школьникам пришлось пару раз напомнить, что уже можно покинуть комнату №17. Как позже признается Елена Фазиахметова, педагог средней школы поселка Магнитка Кусинского района, дети удивили ее усидчивостью, вниманием и готовностью воспринимать классическую музыку.

«Реакция детей ничем не отличается от рядовых уроков, – поделилась Лариса Ведомцева, учитель музыки 77-го лицея, – детям было комфортно. Чувства, образы, духовные ценности – об этом мы говорим на занятиях постоянно».

– Вы каким-то образом готовили учеников к сегодняшнему дню?

– Нет. Единственное, чем заранее поинтересовался учитель – поющий ли класс и есть ли у ребят любимая песня. Гимн им тоже знаком, поэтому исполнение получилось стройным.

– Елена Александровна, – поинтересовалась я в свою очередь у участницы конкурса, – чем этот урок отличается от вашей повседневной работы? Есть ли моменты, которые вы взяли и попробовали в лицее?

– Наверное, все, как я работаю там – применила и здесь. В моем распоряжении была только ночь, чтобы подготовить полноценный урок, и материала было переработано очень много.

– А что дети вынесли с этого занятия?

– Прежде всего гуманное отношение, человечность. Моя цель – воспитать не музыканта, а человека. Чтобы дети научились сострадать, стали добрее, научить слушать прекрасную музыку, а не то, чем заполнены большинство телеканалов. Вот смотрите: Фредерик Шопен жил двести лет назад, но разве тогда не были актуальны идеи добра и человечности? Они вне времени, и дети должны ими проникнуться.

" src=

После звонка состоялось обсуждение урока членами жюри. Оно касалось и темы занятия, и используемых приемов, и сочетания в его ходе разных философских понятий и видов искусств. Время, которым располагала комиссия для вынесения оценки, составило минут пять-десять, после перемены специалисты должны были занять места на следующем уроке.

Одним из членов жюри стал победитель прошлогоднего конкурса Марс Вахидов. По дороге к следующему кабинету я поинтересовалась его мнением о только состоявшемся уроке: «Хотелось выбежать к доске и помочь, во мне еще живо ощущение конкурсанта. Было сложно работать как члену жюри: первый урок я оценил скорее как коллега», – поделился Марс Вахидов.

Наталья Каменкова, учитель начальных классов: «Я пришла в класс, как к себе домой»

" src=

Следует заметить, 77 лицей тщательнейшим образом подготовился к мероприятию, даже на первый взгляд. Чистота и порядок повсюду, у каждой двери коридоров – нарядные и внимательные старшеклассники, педагоги в полном составе – здесь же. Директор лицея, Вера Брюхова, убеждена:

– Проведение подобного мероприятия на базе учебного заведения – это не только большая честь для коллектива, но и огромнейшая ответственность.

– Вы думаете, что-то изменится в лицее после этого конкурса?

– Конечно. Во-первых, общение с другими педагогами дает нашему коллективу новый виток развития. Затем, безусловно, укрепляется имидж лицея: мы звучим не только на уровне города, но и всей Челябинской области. Как следствие, уже ощущаем себя работниками одной из лучших школ. К тому же, у нас проходил городской этап конкурса, коллеги имели возможность присутствовать на интереснейших мастер-классах. Результат не заставил себя ждать: уже поступили заявления от учителей лицея на участие в конкурсах профессионального мастерства будущего года: «Самый классный классный», учитель дополнительного образования на «Учителя года», «Руководитель года»... Такие мероприятия помогают реализовать педагогический потенциал, а мы, администрация, со своей стороны готовимся принять положение о стимулировании педагогов, участвующих в подобных мероприятиях.

– Ваши дети – просто чудо!!! – вмешалась в разговор еще одна гостья лицея, по-видимому, только что закончившая общение со школьниками. – Потрясающая отдача! Они очень эмоциональны, эрудированны, любознательны! И при этом у них блестяще сформирована культура общения, умение работать...

Удивительно, насколько искренними и счастливыми подчас бывают наши учителя: неужели открытый урок и последующий «разбор полетов» могут так поднять настроение?

...Вера Михайловна отвлеклась на других преподавателей, мы с Натальей (так звали педагога) вышли на улицу.

– Я работаю в 6 лицее города Миасса, учитель начальных классов. Сегодня вела в 3«Б» окружающий мир по теме «Млекопитающие». Члены жюри задали вопрос: отчего звучит столько терминологии? Да оттого что дети давно оперируют ими, тут есть чему поучиться, нам – у школьников!

– Наталья, вас настолько впечатлил 3«Б»?

– Вы знаете, они умеют слушать учителя и слышать друг друга. Им интересно, глаза горят и желание учиться очень велико. Спасибо детям – урок прошел на одном дыхании. Дискомфорта не было абсолютно никакого. Я пришла в класс, как к себе домой.

– Что вам дал конкурс?

– Такие вещи всегда несут массу позитива: это общение профессиональное, живое. Здесь есть находки, которые просто не на виду. У каждого свой стиль, харизма, нам есть чем поделиться друг с другом. И что особенно интересно – нет войны и конкуренции между участниками, нездорового соревнования, все относятся друг к другу очень доброжелательно.

Владимир Садырин, министр образования Челябинской области: «Мы каждый год говорим, что нынешний «Учитель года» необычен»

Педагоги преодолели открытые уроки, мастер-классы и дебаты, а после была бессонная ночь, когда все с трепетом ждали объявления результатов соревнования.

В 15 часов 25 апреля началась торжественная церемония награждения победителя и закрытия областного конкурса «Учитель года». По традиции, ее открыл министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин:

«Нынешний конкурс – необычный, – отметил он в приветственном слове. – Мы каждый год проводим его и каждый год говорим, что он необычен. Потому что снова появляются новые имена, новые таланты. Настоящие учителя в Челябинской области не иссякают».

" src=

Гости церемонии приветствовали победителей: призеры I тура (куда вошла Елена Фазиахметова), получили дипломы, денежные призы и цветы. Четверо преодолевших II тур обзавелись ноутбуками. Объявить имя обладателя автомобиля пригласили первого заместителя губернатора Челябинской области Андрея Косилова. Главные слова в его речи прозвучали сразу: «Абсолютным победителем конкурса «Учитель года-2008» стала Каменкова Наталья Владимировна, педагог начальных классов, город Миасс».

И уже потом, перекрывая шум аплодисментов, замгубернатора перешел к поздравлениям. Сказал, что для любого человека столь широкое признание очень важно, что это огромная оценка труда и – самое главное – возможность двигаться вперед... А немного растерявшаяся на сцене Наталья принимала из рук Марса Вахидова переходящий символ конкурса.

В прошлом году Марс назвал своей путеводной звездой упорство, умение оставаться собой, как бы не складывались обстоятельства.

– Я старался не подстраиваться под каждого: реагировал на замечания, но все-таки стремился сохранить себя. Если это удается – получается сносный результат. По крайней мере, если бы не победил, то сделал бы это красиво. Голосование было честным, я до последнего момента не знал, что стану призером.

– А вы, Наталья, – спросила я после церемонии нынешнюю победительницу, – услышав звонок со своего открытого урока, уже знали, что отличились от остальных и заслужили сегодняшнее признание?

– Да, эмоционально было такое ощущение. Хотя, вы знаете, на тот момент реакция детей была важнее, они меня просто поразили. Ребята настолько открыты, настолько искренни... У меня на уроке была такая просьба – оцените нашу совместную работу по предложенным цветам. Цвет у всех был одинаковый, но еще до того, как дети поднимут свои бумажки, я знала: контакт удался. Потому что в одном я уверена на сто процентов: если ты сумел добиться от школьников вопросов и желания все время говорить, увидел детские улыбки и горящие глаза – это дорогого стоит!

...Вот такие разные участники, такие разные победители. Получается, что в педагогике нет идеала, к которому следует стремиться? Каждый учитель оказывается ценен своим набором приемов, своей философией. Но есть результат, которого нужно достичь: сделать из ребенка настоящего человека, личность, богатую духовно и нравственно. А каким способом, каким путем педагоги приходят к этому – дело каждого.

Вне всякого сомнения, конкурс этого года собрал тридцать лучших школьных учителей Челябинской области. Но еще больше блестящих педагогов сюда не попало.

«В 2005-м, – вспоминает победитель того года Иван Иоголевич, – получив награду, я испытал радость и гордость – и определенную неловкость. Мне казалось, что так несправедливо: я знаю столько замечательных коллег, которые тоже работают в школах, профессионально работают... А на конкурсе их нет. Эта неловкость остается во мне, но с каждым годом становится легче. Признание приходит к тем, кто достоин его».

В самом деле, достойны нашего уважения многие преподаватели, люди, которые занимаются одним из самых благородных дел: воспитанием будущего человечества. Это происходит не в центрах подготовки полетов или генетических лабораториях, а в обычных школах – кусинских, миасских, челябинских. Дай бог нашей земле не иссякнуть педагогическими талантами, и нам с вами — не перестать ценить Настоящих Учителей!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления