Уже двенадцатый год Челябинская область чествует своих лучших педагогов. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года-2008» прошел в конце апреля и представил две номинации: «учитель-предметник» и «учитель внешкольного образования».
Более сорока педагогов приняли участие в мероприятии. После торжественного открытия и жеребьевки каждый преподаватель в свободной форме представил себя в первом испытании – «Визитной карточке». Кто-то пел, кто-то танцевал, а кто-то – просто рассказывал о себе и своей работе.
Елена Фазиахметова, учитель музыки: «Моя цель – воспитать не музыканта, а человека»
Следующий день конкурса был посвящен демонстрации практического опыта лучших педагогов области, а для учащихся одной из челябинских школ стал и вовсе особенным. В первую очередь потому, что место работы учителя года-2007 – лицей №77 Ленинского района Челябинска – стало площадкой проведения открытых уроков лучших учителей всей области.
Так, в 9 часов утра здесь можно было попасть только на три занятия: русский язык, музыку и физкультуру. Я выбрала музыку в 4«А» и зашла в 17-й кабинет. Девочки с белыми бантами и мальчики в строгих отглаженных костюмах притихли за партами, на последних рядах расположилось компетентное жюри, учительница заканчивала последние приготовления к уроку возле ноутбука. Раздался звонок.
«Добрый день, ребята», – напела под аккомпанемент пианино Елена Александровна и приветливо улыбнулась серьезным лицеистам.
В течение 30 минут она держала внимание непоседливой аудитории: ни один четвероклассник за это время не позволил себе хотя бы подпереть голову ладошкой. Дети знакомились с историей Шопена и слушали его завораживающую музыку, дружно тянули руки, чтобы порассуждать о прелюдии; анализировали произведения живописи, пели гимн России и беседовали о любви к Родине.
Полчаса пролетели незаметно, более того, школьникам пришлось пару раз напомнить, что уже можно покинуть комнату №17. Как позже признается Елена Фазиахметова, педагог средней школы поселка Магнитка Кусинского района, дети удивили ее усидчивостью, вниманием и готовностью воспринимать классическую музыку.
«Реакция детей ничем не отличается от рядовых уроков, – поделилась Лариса Ведомцева, учитель музыки 77-го лицея, – детям было комфортно. Чувства, образы, духовные ценности – об этом мы говорим на занятиях постоянно».
– Вы каким-то образом готовили учеников к сегодняшнему дню?
– Нет. Единственное, чем заранее поинтересовался учитель – поющий ли класс и есть ли у ребят любимая песня. Гимн им тоже знаком, поэтому исполнение получилось стройным.
– Елена Александровна, – поинтересовалась я в свою очередь у участницы конкурса, – чем этот урок отличается от вашей повседневной работы? Есть ли моменты, которые вы взяли и попробовали в лицее?
– Наверное, все, как я работаю там – применила и здесь. В моем распоряжении была только ночь, чтобы подготовить полноценный урок, и материала было переработано очень много.
– А что дети вынесли с этого занятия?
– Прежде всего гуманное отношение, человечность. Моя цель – воспитать не музыканта, а человека. Чтобы дети научились сострадать, стали добрее, научить слушать прекрасную музыку, а не то, чем заполнены большинство телеканалов. Вот смотрите: Фредерик Шопен жил двести лет назад, но разве тогда не были актуальны идеи добра и человечности? Они вне времени, и дети должны ими проникнуться.
После звонка состоялось обсуждение урока членами жюри. Оно касалось и темы занятия, и используемых приемов, и сочетания в его ходе разных философских понятий и видов искусств. Время, которым располагала комиссия для вынесения оценки, составило минут пять-десять, после перемены специалисты должны были занять места на следующем уроке.
Одним из членов жюри стал победитель прошлогоднего конкурса Марс Вахидов. По дороге к следующему кабинету я поинтересовалась его мнением о только состоявшемся уроке: «Хотелось выбежать к доске и помочь, во мне еще живо ощущение конкурсанта. Было сложно работать как члену жюри: первый урок я оценил скорее как коллега», – поделился Марс Вахидов.
Наталья Каменкова, учитель начальных классов: «Я пришла в класс, как к себе домой»
Следует заметить, 77 лицей тщательнейшим образом подготовился к мероприятию, даже на первый взгляд. Чистота и порядок повсюду, у каждой двери коридоров – нарядные и внимательные старшеклассники, педагоги в полном составе – здесь же. Директор лицея, Вера Брюхова, убеждена:
– Проведение подобного мероприятия на базе учебного заведения – это не только большая честь для коллектива, но и огромнейшая ответственность.
– Вы думаете, что-то изменится в лицее после этого конкурса?
– Конечно. Во-первых, общение с другими педагогами дает нашему коллективу новый виток развития. Затем, безусловно, укрепляется имидж лицея: мы звучим не только на уровне города, но и всей Челябинской области. Как следствие, уже ощущаем себя работниками одной из лучших школ. К тому же, у нас проходил городской этап конкурса, коллеги имели возможность присутствовать на интереснейших мастер-классах. Результат не заставил себя ждать: уже поступили заявления от учителей лицея на участие в конкурсах профессионального мастерства будущего года: «Самый классный классный», учитель дополнительного образования на «Учителя года», «Руководитель года»... Такие мероприятия помогают реализовать педагогический потенциал, а мы, администрация, со своей стороны готовимся принять положение о стимулировании педагогов, участвующих в подобных мероприятиях.
– Ваши дети – просто чудо!!! – вмешалась в разговор еще одна гостья лицея, по-видимому, только что закончившая общение со школьниками. – Потрясающая отдача! Они очень эмоциональны, эрудированны, любознательны! И при этом у них блестяще сформирована культура общения, умение работать...
Удивительно, насколько искренними и счастливыми подчас бывают наши учителя: неужели открытый урок и последующий «разбор полетов» могут так поднять настроение?
...Вера Михайловна отвлеклась на других преподавателей, мы с Натальей (так звали педагога) вышли на улицу.
– Я работаю в 6 лицее города Миасса, учитель начальных классов. Сегодня вела в 3«Б» окружающий мир по теме «Млекопитающие». Члены жюри задали вопрос: отчего звучит столько терминологии? Да оттого что дети давно оперируют ими, тут есть чему поучиться, нам – у школьников!
– Наталья, вас настолько впечатлил 3«Б»?
– Вы знаете, они умеют слушать учителя и слышать друг друга. Им интересно, глаза горят и желание учиться очень велико. Спасибо детям – урок прошел на одном дыхании. Дискомфорта не было абсолютно никакого. Я пришла в класс, как к себе домой.
– Что вам дал конкурс?
– Такие вещи всегда несут массу позитива: это общение профессиональное, живое. Здесь есть находки, которые просто не на виду. У каждого свой стиль, харизма, нам есть чем поделиться друг с другом. И что особенно интересно – нет войны и конкуренции между участниками, нездорового соревнования, все относятся друг к другу очень доброжелательно.
Владимир Садырин, министр образования Челябинской области: «Мы каждый год говорим, что нынешний «Учитель года» необычен»
Педагоги преодолели открытые уроки, мастер-классы и дебаты, а после была бессонная ночь, когда все с трепетом ждали объявления результатов соревнования.
В 15 часов 25 апреля началась торжественная церемония награждения победителя и закрытия областного конкурса «Учитель года». По традиции, ее открыл министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин:
«Нынешний конкурс – необычный, – отметил он в приветственном слове. – Мы каждый год проводим его и каждый год говорим, что он необычен. Потому что снова появляются новые имена, новые таланты. Настоящие учителя в Челябинской области не иссякают».
Гости церемонии приветствовали победителей: призеры I тура (куда вошла Елена Фазиахметова), получили дипломы, денежные призы и цветы. Четверо преодолевших II тур обзавелись ноутбуками. Объявить имя обладателя автомобиля пригласили первого заместителя губернатора Челябинской области Андрея Косилова. Главные слова в его речи прозвучали сразу: «Абсолютным победителем конкурса «Учитель года-2008» стала Каменкова Наталья Владимировна, педагог начальных классов, город Миасс».
И уже потом, перекрывая шум аплодисментов, замгубернатора перешел к поздравлениям. Сказал, что для любого человека столь широкое признание очень важно, что это огромная оценка труда и – самое главное – возможность двигаться вперед... А немного растерявшаяся на сцене Наталья принимала из рук Марса Вахидова переходящий символ конкурса.
В прошлом году Марс назвал своей путеводной звездой упорство, умение оставаться собой, как бы не складывались обстоятельства.
– Я старался не подстраиваться под каждого: реагировал на замечания, но все-таки стремился сохранить себя. Если это удается – получается сносный результат. По крайней мере, если бы не победил, то сделал бы это красиво. Голосование было честным, я до последнего момента не знал, что стану призером.
– А вы, Наталья, – спросила я после церемонии нынешнюю победительницу, – услышав звонок со своего открытого урока, уже знали, что отличились от остальных и заслужили сегодняшнее признание?
– Да, эмоционально было такое ощущение. Хотя, вы знаете, на тот момент реакция детей была важнее, они меня просто поразили. Ребята настолько открыты, настолько искренни... У меня на уроке была такая просьба – оцените нашу совместную работу по предложенным цветам. Цвет у всех был одинаковый, но еще до того, как дети поднимут свои бумажки, я знала: контакт удался. Потому что в одном я уверена на сто процентов: если ты сумел добиться от школьников вопросов и желания все время говорить, увидел детские улыбки и горящие глаза – это дорогого стоит!
...Вот такие разные участники, такие разные победители. Получается, что в педагогике нет идеала, к которому следует стремиться? Каждый учитель оказывается ценен своим набором приемов, своей философией. Но есть результат, которого нужно достичь: сделать из ребенка настоящего человека, личность, богатую духовно и нравственно. А каким способом, каким путем педагоги приходят к этому – дело каждого.
Вне всякого сомнения, конкурс этого года собрал тридцать лучших школьных учителей Челябинской области. Но еще больше блестящих педагогов сюда не попало.
«В 2005-м, – вспоминает победитель того года Иван Иоголевич, – получив награду, я испытал радость и гордость – и определенную неловкость. Мне казалось, что так несправедливо: я знаю столько замечательных коллег, которые тоже работают в школах, профессионально работают... А на конкурсе их нет. Эта неловкость остается во мне, но с каждым годом становится легче. Признание приходит к тем, кто достоин его».
В самом деле, достойны нашего уважения многие преподаватели, люди, которые занимаются одним из самых благородных дел: воспитанием будущего человечества. Это происходит не в центрах подготовки полетов или генетических лабораториях, а в обычных школах – кусинских, миасских, челябинских. Дай бог нашей земле не иссякнуть педагогическими талантами, и нам с вами — не перестать ценить Настоящих Учителей!