RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

5 м/c,

зап.

734мм 59%
Подробнее
1 Пробки
USD 89,70
EUR 97,10
Образование Учебная нагрузка: знания vs здоровье

Учебная нагрузка: знания vs здоровье

Каждый заботливый родитель жалуется на большую загруженность чада: дома головы от учебников не поднимает, занимается по шесть-семь часов в школе и еще плюс спортивная секция, хоровая студия...

" src=

Каждый заботливый родитель жалуется на большую загруженность чада: дома головы от учебников не поднимает, занимается по шесть-семь часов в школе и еще плюс спортивная секция, хоровая студия, иностранный язык у репетитора и кружок юных программистов. Просто вздохнуть ребенку некогда. Что делать – таковы требования времени. Как правило, главным врагом, съедающим свободное время ребенка, называется… школа. Именно она, безжалостно воруя драгоценные дни нежного возраста, тратит их на никому не нужные физики, биологии, алгебры. Если бы не она, каких бы успехов могло достигнуть чадо в футболе, музыке или дизайне!

Откуда же взялась эта непосильная для детских плеч учебная нагрузка?

Деятельность школы регламентируется санитарными нормами и правилами (СанПиНами), которые она обязана выполнять – иначе не получит лицензию на образовательную деятельность. Они определяют требования к помещению, питанию, освещению, оборудованию, медицинскому обслуживанию и режиму учебно-воспитательного процесса. Из них мы узнаем, что часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школе должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся. К примеру, первоклассник, обучающийся пять дней в неделю, должен посетить не более 20 уроков, а в 10-11 классах ученик за шесть дней – не более 36. Так что загруженность ученика – величина строго фиксированная!

Но учебный план состоит из двух частей: базовой (обязательной для всех школьников) и вариативной (школа может отдать ее на те дисциплины, которые считает необходимыми). Начальник управления по делам образования Ленинского района Александр Тутатчиков объясняет: «Распределение часов зависит не только от профиля школы, но и от возможностей учеников. Если детям недостаточно положенного времени для освоения программы по какому-то предмету, то школа вправе за счет вариативной части увеличить количество часов для данной дисциплины». «Кроме образовательной политики школы, на выбор влияет национально-региональный компонент. Так, старшеклассники из вариативной части должны посетить дополнительный урок физкультуры и информатики, – добавляет заместитель начальника управления по делам образования Челябинска Лариса Манекина. – То есть у учителя, родителей и школьника всегда есть право выбора, но выбор находится в определённых рамках – рамках санитарно-гигиенических норм».

Возникает закономерный вопрос: правда ли, что в школах с углубленным изучением предметов дети загружены сильнее, чем в обычных школах? «Это не соответствует действительности, – говорит Лариса Манекина. – В статусных школах углубленное изучение отдельных предметов идет за счет вариативной части программы, но общее количество часов такое же, как и в общеобразовательных. Например, первоклассники должны освоить только базовую программу, в пятых-восьмых классах вариативная часть составит четыре урока в неделю, в десятых-одиннадцатых эта цифра достигнет шести часов». Основное отличие преподавания в общеобразовательных учреждениях с углублённым изучением той или иной дисциплины в сравнении с обычной школой – другое наполнение учебной программы.

В соответствии с санитарными правилами и нормами в расписании основные предметы должны приходиться на 2-4 уроки, а наибольший объем учебной нагрузки – на середину недели. Сложность предмета ранжируется в баллах (Например, математика – 11 баллов, родной язык, литература – 7, пение – 1). «Абсолютно идеального расписания составить нельзя, – говорит директор школы № 118 Валерий Ходас. – Это связано в первую очередь с загруженностью учителей. Если бы рабочая неделя учителя составляла 18-24 часа, то диспетчер мог бы поставить уроки в соответствии со всеми требованиями СанПиНов. К сожалению, в реальности учителя ведут гораздо большее количество часов. Во-вторых, недостаточна материальная база – количество специализированных помещений ограничено. Вот и получается, что расписание составляется от учителя, а не от ученика».

СанПиНы регламентируют и объем самоподготовки: домашние задания даются с учетом возможности их выполнения в первом классе (со второго полугодия) – до одного часа, в пятом-шестом – до двух с половиной, в девятом-одиннадцатом – до четырех. Однако в реальности, если учитель начального звена может оценить объем домашней работы, то дальше каждый предметник тянет одеяло на себя.

При этом особых претензий у санитарных врачей к педагогам нет. «Сложности при согласовании учебных планов со школами возникают крайне редко, – говорит ведущий специалист-эксперт управления Роспотребнадзора по Челябинской области Светлана Ожеред. – Учебные планы стабильны и жестко регламентированы федеральными требованиями. К тому же количество часов остается неизменным уже долгое время. Так что, как это ни парадоксально, усталость детей – это следствие желания родителей сделать из своего ребенка вундеркинда. К сожалению, всему научить ребенка невозможно. А у нас после положенных пяти-шести уроков, школьник идет еще на дополнительные занятия английским и музыкой. Итогом становится усталость. На следующий день ребенок дремлет на уроке, а дома после напряженного дня наверстывает упущенное».

Есть ли выход из этой ситуации? «Сейчас общество делает школе заказ подготовить выпускника, не только обладающего каким-то объемом знаний, но прежде всего здорового и умеющего учиться, – подчеркивает Александр Тутатчиков. – А для этого надо снизить нагрузку на школьника. Мы меняем подход к обучению: дети должны научиться не просто усваивать знания, а узнавать их, получить алгоритм достижения цели».

«Основной проблемой современных школьников становится недостаточная двигательная активность, – дополняет коллегу Валерий Ходас. – Я вижу выход в возрождении физкультминуток, физкультпауз. Вариативную часть программы имеет смысл наполнить не точными науками, а релаксирующими уроками (физическая культура, факультативные занятия). Главное – силами всех предметов формировать у ребенка идею ценности здоровья».

Но для того, чтобы снизить нагрузку на ребенка, желания и возможностей только школы недостаточно. Главную роль должны взять на себя родители. «Естественно, что все мы хотим вырастить ребенка всесторонне развитой личностью, и это правильно, – рассуждает заведующая кафедрой биологии ЧГПУ Дарья Шибкова. – Но детский организм очень хрупкий, резервные возможности его могут истощиться. Для того, чтобы школьник мог полноценно осваивать всю учебную программу, необходимо придерживаться трех правил: соблюдать режим труда и отдыха, восполнять недостаток двигательной активности, проводить полноценные выходные с полной психофизиологической релаксацией». Родители не видят своих детей в классе, но могут помочь им дома. «Ваше внимание должно привлечь беспокойство ребенка: если он ложится на стол, часто меняет позы, у него повышенная двигательная активность – это первые признаки утомления! Ни в коем случае нельзя торопить его, – рекомендует Дарья Шибкова. – Не вынуждайте продолжить работу. Наоборот, смените вид деятельности, сделайте релаксационную паузу, компенсируйте то, чего не хватает (предложите побегать или, наоборот, полежать). Не каждый ребенок может интенсивно усваивать информацию: для одного перерывы в 10-15 минут необходимы через полтора часа, для другого – через 30 минут. И главное – нужно постоянно помнить, что умственное развитие должно идти за физическим совершенствованием».

Елизавета МИЩЕНКО

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления