RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

8 м/c,

сев.

738мм 41%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Образование Владимир Горшенин, декан международного факультета ЮУрГУ: «За 10 лет мы создали в Челябинске бизнес-школу европейского уровня»

Владимир Горшенин, декан международного факультета ЮУрГУ: «За 10 лет мы создали в Челябинске бизнес-школу европейского уровня»

" src=

Еще года три или четыре назад я считала, что международный факультет ЮУрГУ – это мини-модель университета дружбы народов, где получают высшее техническое образование граждане других стран, в которых аналогичных вузов нет или они просто ниже по рангу. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что международный факультет – это своеобразная бизнес-школа, где в обучении использован опыт западных компаний и применяются европейские технологии. Имидж факультета и успешные карьерные достижения его выпускников говорят не только о престижности, но и о высоком качестве образования.

Достижения международного факультета – это результат творческой работы преподавателей, сотрудников и декана – идейного вдохновителя и организатора – Владимира Петровича Горшенина. Он сам – выпускник факультета приборов, двигателей и автоматики (ныне аэрокосмический факультет) ЮУрГУ, который тогда еще назывался ЧПИ. После окончания вуза Владимир работал мастером цеха на «Станкомаше», потом пошел учиться в аспирантуру, работал с нашими оборонными предприятиями Златоуста и Миасса. В 1993-1996 годах проработал в бизнесе генеральным директором российско-австрийского предприятия и получил практический опыт. Владимир Петрович – экспериментатор; чтобы достигнуть своей цели и вывести факультет на более высокий уровень, реализовав самые смелые идеи, он готов неустанно работать и даже рисковать. Пример тому – недавно полученная, единственная на Южном Урале лицензия на право ведения образовательной деятельности по программе МВА (Мастер делового администрирования). Степень «Master of Business Administration» – наиболее престижная квалификация менеджеров высшего звена управления, признаваемая на международном уровне.

О перспективах развития международного факультета ЮУрГУ и разработки новых образовательных программ, мы беседуем с его деканом Владимиром Горшениным.

– Владимир Петрович, как появился международный факультет?

– Международный факультет был организован в мае 1992 года. Именно тогда мы сделали первый набор руководителей предприятий на международную программу повышения квалификации по менеджменту. Инициатива принадлежала нашему ректору Г.П.Вяткину, директору австрийско-германской фирмы «E.U.L.E.-consult» А.Пиркеру и генеральному директору орского завода «Южуралмаш» Р.А.Урусову. Тогда в нашем регионе была серьезная потребность в менеджерах, владеющих европейскими технологиями управления. Многие крупные предприятия хотели иметь такой персонал, так как именно в 1992 году начались радикальные экономические преобразования. Инициатива с мест была услышана, и ректорат университета принял решение создать международный бизнес-факультет повышения квалификации и переподготовки топ-менеджеров крупных и средних предприятий Уральского региона.

– Для этого потребовалось создавать какую-то базу?

– Да, конечно. В тот период многое было неизвестно. Пришлось осваивать новые формы финансирования образовательного процесса, устанавливать связи с зарубежными партнерами, находить варианты взаимовыгодного сотрудничества с иностранными образовательными учреждениями, изучать опыт ведения бизнеса в европейских странах. Эти цели, поставленные ректоратом, были реализованы проектной командой, состоящей из наших преподавателей и сотрудников, которые проходили стажировки на австрийских и немецких предприятиях вместе со слушателями-менеджерами российских предприятий.

– Обучаться в России европейским технологиям бизнеса – это как-то несерьезно.

– Исторически сложилось так, что первые менеджеры, которые три месяца проходили повышение квалификации у нас по основам рыночной экономики, компьютерной грамотности и иностранному языку, на полгода уезжали на стажировку на зарубежные предприятия. Это «Мерседес Бенц», «Сименс», компьютерная компания «Делл», «Тиссен Крупп» и так далее. Причем стажировки проводились в крупных компаниях и были очень серьезными. Многие слушатели, которые в 1992–93 годах проходили у нас обучение, сейчас занимают руководящие посты на ведущих российских предприятиях. Могу назвать для примера Сергея Кривощекова, одного из руководителей ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», Игоря Бахтина (его сын сейчас учится у нас, получает классическое экономическое образование) – исполнительного директора орского завода «Южуралмаш». Также по программам Школы Бизнеса Открытого Университета Великобритании – европейского лидера в области дистанционного обучения – в 1996–98 годах прошли обучение генеральный директор ОАО «Трубодеталь» Лев Недоспасов, его заместитель Владимир Савченко, президент «Промасс», депутат госдумы Валерий Панов и многие другие.

– А преподаватели? Кто обучает слушателей?

– Сотрудничая с австрийцами, немцами, финнами, шведами, мы действительно смогли сформировать очень интересную команду преподавателей, которые изучали западную систему организации бизнеса, проходя достаточно длительные стажировки на европейских предприятиях. Согласитесь, это бесценный опыт. Ряд наших преподавателей, которые были с нами в начале пути, работают профессорами и деканами австралийских и американских университетов. Это говорит о многом, в частности, о том, что полученные у нас знания люди смогли удачно применить за пределами нашей страны. Тем не менее, наша команда преподавателей оказалась достаточно сплоченной и интеллектуально способной. В 1996–2001 годах мы активно работали с хельсинским университетом. Финские коллеги организовывали стажировки на финских предприятиях для наших преподавателей, где подробно изучалась система «just in time», тогда еще новая для нас, а в настоящее время активно внедряемая уже на многих российских предприятиях.

Мы, конечно, привлекаем отдельных «звезд» и именитых профессоров. Но все-таки наша команда преподавателей – это, прежде всего, высококвалифицированные специалисты, профессионалы в своем деле. В марте 2004 мы создали Межрегиональную ассоциацию преподавателей МВА, объединив бизнес-школы Перми, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Челябинска. Это квинтэссенция лучших преподавателей МВА Урала и Поволжья. Данное начинание настолько сильное, что качество региональных МВА программ заметно увеличивается, несмотря на нашу, как говорят москвичи, «провинциальность».

Можно отметить, что в еще 1992–93 годах несколько преподавателей прошло обучение в Австрии, в венской Школе Бизнеса Открытого Университета Великобритании. А я, например, первое представление о том, как должна работать школа бизнеса западного уровня, получил в Австрии и Словении. В Словении у нас был налажен контакт со Школой Бизнеса университета города Марибор при поддержке генерального директора словенской строительной фирмы «Весто» Андрея Страшека. В 1994–97 годах он помогал нам организовывать программы по стажировке руководителей наших предприятий в Словении.

– Почему именно в Словении?

– Потому что на ее примере было очень интересно изучать, как проходят процессы приватизации, развития рыночной экономики. Эта страна оказалось уникальной в своем роде, потому что смогла хорошо и быстро адаптироваться к рыночным условиям. Несмотря на проблемы, которые были в то время у Югославии, Словения удачно отделилась в начале 90-х, после чего стала динамично развиваться и продолжает это делать сейчас. Изучение международного опыта оказало нам неоценимую помощь в создании школы бизнеса. Опыт, который мы приобрели, обучаясь за рубежом, оказался очень полезным и интересным. Тогда и были поставлена цель – в течение 10 лет создать в Челябинске школу аналогичного уровня.

– Вы занимаетесь только повышением квалификации и переподготовкой управленческих кадров?

– С 1992 года мы работали в сфере повышения квалификации и переподготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена наших предприятий. Однако с 1996 года мы начали обучать студентов по заочной форме, по специальности «Менеджмент», потому что открыли подготовку, где можно было получить второе высшее образование. Еще через два года мы открыли на факультете классическое пятилетнее обучение на дневном отделении. Мы всегда уделяем пристальное внимание переподготовке кадров и повышению квалификации, и тот опыт, что наши преподаватели приобретают в системе обучения взрослых людей, повышает качество обучения студентов классических видов образования.

– Какие специальности есть у вас на факультете?

– Мы осуществляем подготовку по пяти специальностям: менеджмент организации, антикризисное управление, управление персоналом, финансы и кредит, международные отношения.

– Помимо обучения факультет живет еще какой-то жизнью?

– Мы не раз выигрывали гранты с европейскими университетами, участвовали в тендерах, причем раньше это было легче сделать, а сейчас появились сложности. Например, в 1997 году мы получили европейский грант совместно с университетом города Лимерик (Ирландия). Университет Лимерика интересен и гармоничен. Там есть аэрокосмический факультет, за деятельностью которого мне было весьма интересно наблюдать, потому что я сам окончил аналогичный факультет, только в ЧПИ. Подготовка ребят-авиационщиков в Лимерике была изначально ориентирована на практику. Рядом с университетом Лимерика находится аэропорт Шэнон, там есть авиазавод, где ремонтируют в основном аэробусы. Мы смотрели, как организована практика для студентов, как работают выпускники факультета. Прежде чем защищать диплом, выпускники Лимерика девять месяцев работают по всей цепочке ремонта самолетов, практически вживаются в тему диплома, которую они выбрали для своей защиты. Это очень интересный пример для совершенствования учебного процесса в университете. Однако российский ГОС во многом ограничивает деятельность университета в этом направлении.

– Как начиналось сотрудничество с западными компаниями? Они легко шли на контакт?

– Нас в Европе, когда мы туда решили идти, никто не ждал. Ректором университета в 1992 году была поставлена четкая задача: необходимо интегрироваться в европейское образовательное пространство. Нужно было найти единомышленников, надо было убедить европейцев в выгоде сотрудничества с нами, потому что так просто они делиться своими наработками не будут. Для этого потребовалось, прежде всего, создать хорошую команду здесь, в университете. Это, я считаю, нам удалось.

– Что из опыта работы с иностранцами вы применяете у нас?

– Наше сотрудничество со Школой Бизнеса Открытого Университета Великобритании началось еще в 1993 году. Это одна из передовых школ бизнеса, использующая дистанционные технологии обучения, что позволяет ей плодотворно работать более чем в 30 странах мира. Создано уникальное образовательное пространство, объединяющее опыт более 20 тысяч менеджеров со всего мира, методом конференции, что стало возможным благодаря Интернету.

Мы строим свое обучение, используя опыт Школы Бизнеса Открытого Университета Великобритании. Правда, работаем мы с этой школой бизнеса не напрямую, а используем поддержку Международного института менеджмента «Линк». Сотрудничество наше крепнет. Мы успешно работаем уже 12 лет и в настоящее время запускаем совместный проект виртуального университета по бизнес-обучению.

– Отношения с западными компаниями за 12 лет работы изменились?

– Я всегда с особой теплотой вспоминаю обучение в школе бизнеса в Вене. Дороговато было, но зато тьюторы – преподаватели-консультанты – были уникальные. Я с большой симпатией вспоминаю директора по персоналу фирмы «Кодак» Фрица Ноштюгера. Он вел курс «Эффективный менеджер» и рассказал забавную историю. Оказывается, в 1992 году фирма «Кодак» переживала кризис и была практически на грани банкротства. Они провели оптимизацию складского хозяйства и распродали значительную часть своих складов. При этом логистическая цепочка была нарушена, что привело к перебоям поставок продукции в розничную сеть. И тогда совет директоров принял очень важное стратегическое решение докупить оптовую систему складов, но для этого потребовались кредиты и бизнес-планы для банков, где обосновывалось, за счет каких территорий будет развиваться «Кодак».

На курсах Фриц неустанно повторял всем нам: «Я вас так обожаю. Я вас всех просто люблю! Вы фантастические люди!». Мы сидели в недоумении и, наконец, решились спросить, в чем причина такого бурного проявления чувств. Он ответил: «Вы спасли «Кодак» от банкротства. Благодаря России наша фирма выжила и снова превратилась в процветающую компанию». Конечно, его чувства понять можно: в 59 лет остаться у разбитого корыта, когда твоя фирма терпит крах, печально. Кстати, он предложил нам сотрудничать с «Кодаком» и стать их дилерами. Я тогда не посчитал нужным уходить из сферы бизнес-образования и отклонил его предложение, но часть наших слушателей успешно реализовала себя в сети «Кодак» и стала одними из успешных европейских представителей этой фирмы.

Был еще у нас интересный тьютор – директор учебного центра «Мерседес-Бенц» Ханс Финк. Он 30 лет проработал в компании «Мерседес-Бенц» директором учебного центра. Ханс проводил у нас занятия, делился своим опытом работы в компании. Я хорошо помню его слова: «То, что я вам сейчас расскажу, через 10 лет вам придется проходить на собственном опыте». И когда мне приходится обсуждать проблемы менеджеров российских компаний, я всегда вспоминаю Ханса, потому что о решении этих проблем он говорил нам еще 10 лет назад.

Да, эти стажировки за границей были дорогостоящими. Но тот опыт, те знания, что мы получали на предприятиях Европы, дали нам намного больше, потому что мы получили доступ к интеллектуальной собственности и опыту европейских успешных компаний. Это бесценно. Теперь мы идем по той же тропинке, конечно, с небольшими отклонениями, свойственными нашей стране, но мы знаем о многих ошибках, которые были совершены до нас немецкими менеджерами в бизнесе, и стараемся предупреждать наших менеджеров. Все это позволило нам сформировать целостное видение того, как обеспечивать подготовку слушателей, чтобы полученные у нас знания не легли мертвым грузом, а были успешно применены на практике.

– Как можно западные технологии применить в российских условиях бизнеса?

– А как можно японскую модель менеджмента внедрить на европейском предприятии? По идее, разные менталитеты, а потому модель не должна работать. Однако она работает. Взять Заволжский моторный завод. Внедрили вытягивающие технологии в производстве двигателей. И совершенно другие двигатели на «Волгах» пошли – качественные! Я пристально наблюдаю за этим опытом, потому что сам десять лет ездил на «Волге» и знаю, что это такое. Сейчас завод перешел на новые технологии, и результат сразу заметен.

– В какой момент вы пришли к мысли, что вам необходимо получить лицензию на программу МВА.

– Это закономерный итог нашей деятельности. 12 лет работы на рынке бизнес-образования дали нам уверенность в успешной реализации программы МВА. Эксперимент по этой программе начался в России в 2000 году по решению Министерства образования. Мы с этого времени начали подготовку по завоеванию олимпа МВА, но не успели войти в эксперимент. Только через четыре года, после успешного завершения эксперимента, появилась возможность пройти лицензированием и отобрать часть рынка у московских и питерских бизнес-школ. Благодаря программам британской школы бизнеса нам удалось создать на факультете одну из лучших «бизнес-тусовок». Ведь через нее прошло более двух тысяч менеджеров, значит, есть качество, а это залог успеха.

– В чем состоял механизм лицензирования?

– Мы представили документы в Министерство образования и в течение 11 месяцев лицензировали МВА. Почему так долго? Тому было две причины. Первая причина – это популярность обучения в Москве. Оно достаточно дорогое и считается престижным. Многие наши земляки учатся в столице. Поэтому запуск в ЮУрГУ программы МВА безусловно изменял рынок и москвичи не очень спешили давать нам положительное экспертное заключение. Вторая – нам всегда говорили, что вот закончится реформа государственной власти, и тогда вы получите свою лицензию. В результате 26 февраля 2004 года мы подали документы на экспертизу, а решение Министерства образования вышло только 18 января 2005 года. Таким образом, мы получили право на ведение престижной программы.

– Расскажите про МВА подробнее.

– Она у нас только стартует. МВА – это не просто красивое слово, это серьезная программа, в которой гармонично сочетаются вопросы менеджмента, маркетинга, управления финансами. Она расширяет и систематизирует знания в сфере принятия решений, формирует умения и навыки по организации глобального бизнеса. Это, в первую очередь, творческое развитие, возможность для менеджера применить свои знания, проявить себя неординарной личностью, способность взглянуть с новых стратегических высот на свой бизнес.

В нашу МВА программу гармонично вписывается программа «Менеджер-профессионал» Школы Бизнеса Открытого Университета Великобритании. Эта часть программы идет в дистанционном режиме, что дает возможность слушателям учиться в удобном режиме с выбором скорости освоения учебных материалов. Обучение топ-менеджеров ответственное дело, не всякий сможет войти в эту область, заслужить доверие опытных людей и увлечь их своим предметом. Команду преподавателей надо было специальным образом подготовить, поэтому у нас было много мероприятий по сплочению коллектива, по согласованию тем смежных дисциплин, чтобы исключить дублирование материала. Например, тот же SWOT-анализ можно прочитать и в стратегическом менеджменте, и в маркетинге. Просто подавать надо под разными углами. Мы не пожалели сил и времени для этого, и я уверен, что наши слушатели это оценят по достоинству.

Сама программа рассчитана на 1000 часов, а вместе с английским языком – 1200. Мы ввели обязательный курс английского языка для занятых людей. Как вы понимаете, чудес на свете не бывает, нельзя надеть наушники и лечь спать, а, проснувшись, заговорить по-английски. Все дается только трудом и упорными занятиями. Для этого у нас оборудованы специальные аудитории, надо только найти время для занятий. К сожалению, многие менеджеры не могут выкроить из рабочего расписания тысячу часов за два года, чтобы аудиторно пройти обучение. Но, с другой стороны, если ехать учиться в Москву, времени будет потрачено еще больше.

Также запланирована недельная стажировка на предприятии в Великобритании или Швеции, но оплачивается это отдельным соглашением.

– Есть какое-то условие, которое необходимо для реализации такой серьезной программы, как МВА?

– Что касается наших программ, мы реализуем их в системе дополнительного образования, и здесь я бы хотел отметить три важных момента. При создании МВА, да и любой серьезной программы обучения, надо делать упор не только на материальные активы, а, в первую очередь, на нематериальные активы и человеческие ресурсы, которые на Западе считают ключевым фактором успеха. Можно построить красивые стены, создать хорошую техническую базу, закупить новейшие учебно-методические пособия и программные продукты европейского уровня, но без сильного преподавательского состава, без команды преподавателей все это станет просто мертвым грузом.

– Ваши слушатели проходят какой-то предварительный отбор?

– Да. Предварительный отбор заключается в наличии формальных признаков. Это высшее образование, четыре года управленческой работы. Заполоняется анкета-эссе, на основании которой проводится собеседование, и мы смотрим, стоит ли с этим человеком заключать в дальнейшем контракт или для него такое обучение будет преждевременным, ему надо еще подождать, набраться опыта. Ведь самое главное – чтобы не было разочарования. Потому что человек потратит время и поймет, что для него это было избыточно или преждевременно. Еще у нас есть определенная тестирующая процедура, связанная с построением целевых карьерных предпочтений.

– Есть какой-то неоспоримый показатель успешности вуза или факультета?

– К нам приезжал посол Великобритании, чтобы вручать дипломы выпускникам нашего факультета, обучающимся по программам Школы Бизнеса Открытого Университета Великобритании. Думаю, что сложно найти в России вуз, куда приезжает посол Великобритании вручать дипломы. О чем это говорит? О том, что международное сотрудничество в сфере образования успешно реализовано в нашем университете, и в этом плане приезд высокопоставленной фигуры есть признание качества и важности программы.

– Чем вы можете поделиться из своих новых разработок?

– Пол Робинсон – представитель европейской гуманитарной миссии – предложил нам поработать с системой, оценивающей компетентность менеджеров по британским стандартам. Есть ее международная версия IMQ, с которой мы работаем с 2001 года. Получив всю необходимую информацию, мы стали работать над этим проектом. В настоящее время три преподавателя нашего факультета прошли аттестационные процедуры и получили британские сертификаты, дающие право измерить компетентность менеджера по одному из пяти уровней. Выпускник МВА программы ЮУрГУ по окончании будет проходить процедуры определения компетентности, что позволит получить международное признание диплома.

– Недавно вы провели конференцию, посвященную 15-летию Российской Ассоциации бизнес-образования (РАБО). Каковы ее результаты?

– На эту конференцию приехали более 60 участников, среди которых были и зарубежные гости. Причем мне было легче пригласить именно зарубежных специалистов, потому что они оказались легки на подъем (в отличие от некоторых наших московских коллег). Например, приехал руководитель Европейской Ассоциации МВА-программ Питер Калладайн, за что я ему очень благодарен. И после этой конференции профессор Леонид Иванович Евенко, президент РАБО, ректор ВШМБ АНХ сказал: «Я ехал на более-менее рядовую провинциальную конференцию. Но состав участников был подобран очень сильный и у меня осталось хорошее послевкусие».

А Питер Калладайн, прощаясь со мной, заметил: «Я аккредитовал 24 бизнес-школы в Европе в 2004 году, но то, что я увидел здесь, меня просто потрясло». Дело в том, что он принял участие в выездной воскресной школе в Миассе, которая проводится раз в полгода по программе британской школы бизнеса. У нас есть традиция: в рамках курса все студенты должны костюмировано проиллюстрировать пройденный материал. Естественно, на Западе такого нет. К тому же у нас учится коммерческий директор фирмы «Ваш праздник» Виктор Ериклинцев, который помог с экипировкой. Он нарядил своих сокурсников в костюмы 33 богатырей и других сказочных персонажей. Это было настоящее шоу, от которого англичане были просто в восторге.

Иностранцы были рады посетить наш город и открыть заново Россию. Потому что для них в России все, что за Волгой – это непроходимая Сибирь. Приятно было так сильно разочаровать их, доказав, что мы не просто такие же люди, как они, но и бизнес-образование у нас поставлено на профессиональном уровне.

– Что-то новое планируете?

– Первое, что мы хотим сделать – получить лицензию на программу «Информационный менеджмент» в классической форме обучения. В программе МВА у нас есть в планах постановка и запуск программы Executive of МВА. Ее мы будем делать, безусловно, совместно с нашими английскими партнерами. Не хочу называть их имена раньше времени, потому что сейчас еще идут переговоры. Не исключено, что в проекте будет участвовать голландская школа бизнеса.

Более подробную информацию о программе МВА можно узнать на международном факультете ЮУргУ по адресу: Пр. Ленина, 76 или по телефонам 65-71-22, 67-94-90

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления