Филиал ЗАО СО «АСОЛЬ» в Челябинске был открыт на базе автоцентра «Челябинск-Лада» официального дилера ОАО «АвтоВАЗ» пять лет назад. Сейчас подразделение входит в Топ–20 страховых компаний по объему сборов премий в сегментах добровольного страхования имущества и обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств на территории Челябинской области. О преимуществах страховых программ компании рассказывает главный менеджер по страхованию Челябинского филиала ЗАО СО «АСОЛЬ» Людмила Пасынкова.
– Людмила Петровна, насколько мне известно, страховое общество «АСОЛЬ» учреждена ОАО «АвтоВАЗ». Накладывает ли это свой отпечаток на деятельность компании?
– Безусловно. На сегодняшний день ЗАО СО «АСОЛЬ» имеет лицензии по 17 видам страхования, однако львиную долю портфеля составляет автострахование каско и ОСАГО, а также страхование граждан от несчастного случая. По итогам прошлого года по показателям сбора премий в данных сегментах ЗАО СО «АСОЛЬ» находится примерно в середине списка первой сотни страховых компаний страны. А на территории Челябинской области филиал стабильно входит в Топ–20 страховых компаний по объему сборов премий в сегментах добровольного страхования автотранспорта и обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.
– Не опасна ли столь явная ориентированность на автострахование? Не секрет, что убыточность по ОСАГО, особенно в некоторых регионах, сегодня очень высока.
– Соотношение сборов страховых премий и выплат по ОСАГО в последние годы действительно внушает опасения. Мне известно, что в некоторых компаниях Челябинской области из-за низкого территориального коэффициента убыточность в данном сегменте находится на уровне 120%. Несмотря на то, что в стратегии страхового общества «АСОЛЬ» основной упор сделан на развитие направления автострахования, портфель компании сбалансирован. В СО «АСОЛЬ» успешно применяется принцип кросс-продаж: клиент, оформляя полис ОСАГО, как правило, «попутно» страхует автомобиль от угона и ущерба, а также приобретает полис страхования от несчастного случая. Это позволяет сформировать качественный страховой портфель. А клиенты после наступления страхового случая выражают благодарность страховому агенту за то, что он уговорил их застраховать автомобиль от полного перечня рисков.
– Думаю, не ошибусь, если скажу, что сегодня одним из ключевых каналов продаж полисов автострахования для страховых компаний становятся отделения банков, которые предоставляют ссуды на приобретение автомобилей только с условием обязательного страхования транспортного средства от угона и ущерба?
– Действительно, партнерские отношения с банками, развивающими направление кредитования населения, сегодня крайне важны для любой страховой компании. СО «АСОЛЬ» в данном случае не исключение. Деловыми партнерами Челябинского филиала ЗАО СО являются «Автомобильный банкирский дом», «Инвестбанк», «Инвесткапиталбанк», «Русфинанс Банк», «КредитЕвропаБанк», «Юниаструм Банк» и «Челиндбанк». Сегодня в автоцентре ОАО «Челябинск-Лада» порядка 60% новых автомобилей продается в кредит и каждый третий клиент, оформляющий ссуду, отдает предпочтение Челябинскому филиалу ЗАО СО «АСОЛЬ».
– Чем, на ваш взгляд, объясняется столь высокий показатель?
– Прежде всего, наверное, самым низким страховым тарифом по добровольному страхованию автомобилей отечественного производства от угона и ущерба – от 4,9% до 6%. Страховые компании, которые входят в состав крупных финансово-промышленных холдингов, как правило, в состоянии предложить более привлекательные тарифы, чем независимые компании.
– Однако только за счет низких тарифов в течение длительного времени лидерские позиции удерживать невозможно?
– Да, верно. Преимуществом компании являются и доступные для понимания, ориентированные на защиту интересов клиента правила страхования. К сожалению, при заключении страхового договора клиенты многих страховых компаний далеко не всегда в полной мере осознают, от каких рисков застраховано имущество, что приводит в дальнейшем к возникновению конфликтных ситуаций из-за отказа в выплате страхового возмещения. Дело в том, что правила страхования, которые клиент получает на руки вместе со страховым полисом, как правило, сложны для восприятия, поскольку изложены мелким шрифтом на пятидесяти страницах, с использованием специальных терминов. В СО «АСОЛЬ» придерживаются противоположной позиции. В тонкой брошюре содержатся ясные ответы на самые важные вопросы: какие события считаются страховыми случаями, что делать при наступлении страхового события, какие документы необходимо предоставить для получения возмещения.
– А в чем выражается упомянутая вами ориентированность правил на интересы клиента?
– В условиях страхования не содержится пресловутых «подводных камней», которые позволяют некоторым страховым компаниям уходить от выплаты страхового возмещения или занижать сумму ущерба. Так, например, к числу преимуществ страховой программы ЗАО СО «АСОЛЬ» относится то, что выплата возмещения производится без учета износа деталей и механизмов, по ценам на запчасти на момент наступления страхового события. Кроме того, в правилах страхования не содержится ограничений по хранению автомобиля в ночное время: страховое возмещение будет выплачено и в случае, если он находился на охраняемой стоянке, и в случае, если автовладелец по каким-либо причинам оставил машину «ночевать» под окном. Важно и то, что на стоимость страхового полиса не влияет число лиц, допущенных к управлению транспортным средством. В большинстве компаний если правом управлять автомобилем обладают более двух человек, применяется повышающий коэффициент.
– Страховка автомобиля от полного перечня рисков – удовольствие недешевое. Есть ли возможность приобретения полиса в рассрочку?
– Да, конечно. Автовладелец может внести единовременно только половину стоимости полиса, а оставшуюся часть выплачивать равными долями в течение четырех месяцев. Если страховое событие происходит до момента полной оплаты полиса, клиенту предоставляется выбор: он может внести недостающую часть платежа или она будет вычтена из суммы страхового возмещения. Кстати, за каждый год безаварийной эксплуатации автомобиля автовладелец получает скидку в размере 10% от суммы страхового взноса.
– Действует ли по автострахованию льготный период?
– Согласно законодательству об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, автовладельцам отводится месяц на то, чтобы продлить или перезаключить договор страхования. Если в этот период произойдет страховой случай, интересы пострадавших в дорожной аварии защищены: страховая компания виновника происшествия выплатит возмещение, а потом, если автовладелец так и не перезаключил договор, в регрессивном порядке взыщет с него сумму ущерба через суд. Льготный месячный период предусмотрен в нашей компании и для автовладельцев, которые в течение хотя бы двух лет страховали автомобиль от угона и ущерба.
– Предусмотрены ли дополнительные услуги для владельцев страховых полисов?
– Честно говоря, мы до последнего времени сознательно не создавали собственной службы аварийных комиссаров: по нашим наблюдениям, у автовладельцев предвзятое отношение к специалистам, услуги которых оплачиваются страховой компанией. Но в связи с последними изменениями в законодательстве об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в частности введения упрощенной процедуры выплат и прямого урегулирования убытков, придется создавать подразделение аварийных комиссаров, чтобы застраховаться от мошенников на дорогах. Кстати, интересный факт – значительная часть автовладельцев, которые получали в нашей компании выплату по ОСАГО, на следующий год обращаются, чтобы застраховать свой автомобиль по каско, потому что на личном опыте убедились в том, что компания выполняет обязательства по выплате страхового возмещения.
– В какой форме выплачивается страховое возмещение?
– Если автомобиль не является залогом по банковскому кредиту, форму выплаты возмещения при наступлении страхового случая определяет сам автовладелец: сумма выдается либо наличными, либо поступает в автосервис в счет оплаты ремонтных работ. Если автомобиль выступает залоговым обеспечением по ссуде, форму выплаты возмещения определяет банк. Разумеется, банк заинтересован в том, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств страховая компания неукоснительно выполнила обязательства по выплате возмещения, а также чтобы ремонт транспортного средства был произведен качественно, поэтому аккредитацию получают только самые надежные страховые компании. Мы настоятельно рекомендуем клиентам производить ремонт транспортного средства только в автосервисах, сертифицированных заводом-изготовителем. Это дает уверенность в том, что используемые детали не являются контрафактными, и в процессе дальнейшего использования автомобиля не выявятся скрытые дефекты. Во всех автосервисах, сертифицированных ОАО «АвтоВАЗ», расценки на запчасти и ремонтные работы фиксированные, и конечная стоимость ремонта не окажется сюрпризом для автовладельца, к тому же подчас она даже ниже, чем в полулегальной мастерской.
– Представлена ли компания в других городах Южного Урала?
– Да, на сегодняшний день ЧФ ЗАО СО «АСОЛЬ» открыла уже 12 представительств в городах области, в которых можно не только приобрести полис, но и сдать пакет документов при наступлении страхового события, а также получить страховое возмещение. Кстати, в каждом из городов присутствия есть и сертифицированный автосервис, где можно произвести качественный ремонт автомобиля.
– Необходимость страхования автомобиля от угона и ущерба сегодня уже не вызывает сомнения. Но так ли уж необходимо страхование жизни при оформлении банковского кредита на приобретение автомобиля?
– В данном случае страхование жизни – это не лишние расходы, а реальная защита на случай непредвиденных обстоятельств. Если с автовладельцем происходит несчастный случай, страховая компания оплатит восстановление автомобиля и погасит задолженность перед банком. Страховой суммой при страховании жизни и риска утраты трудоспособности заемщика является сумма кредита и начисленных процентов. Прецедентов, когда страхование жизни становилось ощутимым подспорьем в трудных жизненных обстоятельствах – масса. А вот необходимость в страховании пассажиров с введением ОСАГО по сути отпала: компенсацию за нанесение ущерба здоровью пострадавших в дорожной аварии выплатит страховая компания виновника происшествия. С этого года максимальный размер страхового возмещения составляет 160 тысяч рублей на каждого человека.