На российских авторынках появилось от 12 тыс. до 20 тыс. кредитных автомобилей, которые перепродаются, несмотря на то, что находятся в залоге у банков. Эксперты называют подобные сделки мошенничеством: заемщики, столкнувшись с финансовыми трудностями, избавляются от машины, снимая с себя и ответственность за выплату автокредита. Между тем страдает в данном случае покупатель: ведь банк имеет полное право отобрать залоговый автомобиль.
На авторынках страны сейчас продаются порядка 12 тысяч залоговых автомобилей – и это довольно оптимистичная оценка. По пессимистичным прогнозам, число незаконно продаваемых автомобилей, приобретенных в кредит, почти вдвое больше – около 20 тысяч. Согласно оценкам аналитиков коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», с начала 2009 по 1 мая 2010 года российские банки выставили на продажу портфели «плохих» автокредитов объемом 500 млн долларов, что составляет порядка 40 тыс. кредитов. Причем по 30% из них залоги уже утрачены, следовательно, автомобиль был незаконно продан.
По оценкам специалистов Столичного коллекторского агентства, в каждом втором автокредите с просрочкой более двух лет реальна угроза утраты залога.
Недобросовестные заемщики, столкнувшись с финансовыми трудностями или по иным причинам, без согласия банков продают транспортное средство, находящееся в залоге. Раскусить мошенника сложно, так как ГИБДД не имеет общей с банками базы залоговых транспортных средств. Кредитные должники пользуются лазейкой, чтобы обмануть банки и продать залоговый автомобиль: обращаются за изготовлением дубликата ПТС под предлогом утери оригинала документа. Страдает в данном случае ни в чем не повинная сторона – покупатель автомобиля. Эксперты советуют потенциальным покупателям подержанного автомобиля в первую очередь обращать внимание на ПТС: если предоставляется дубликат, есть повод задуматься. Кроме того, подлинник ПТС постоянно требуют при заключении договора и страховые компании, а если предоставляется дубликат, могут отказать в страховке без объяснения причин.
«На моменте заключения договора мы можем принять дубликат ПТС, хотя чаще всего страхователи предоставляют оригинал ПТС или свидетельство о регистрации ТС, – рассказывает генеральный директор СК «Северная казна» Александр Меренков. – Если стоимость автомобиля свыше 1,5 млн рублей, мы обязательно требуем оригинал ПТС, так как данные договоры перестраховываются. По факту мы можем сверить данные только по ПТС, если в дубликате ПТС не прописано, что ТС залоговое, соответственно вся ответственность лежит на страхователе».
«Чаще всего страховщики требуют подлинник, чтобы исключить случаи мошенничества, – комментирует начальник управления агентских продаж филиала Уральская дирекция ОАО СК «РОСНО» Тамара Пастухова. – Если же клиент все-таки предоставляет дубликат, то в таком случае дубликат в обязательном порядке проверяет служба безопасности страховой компании. Если в период страхования выяснилось, что автомобиль кредитный, страховая компания вправе потребовать оплатить дополнительную страховую премию пропорционально степени увеличения риска. В случае отказа клиента договор расторгается».
Если все-таки вскрылось, что приобретенный автомобиль находится в залоге у банка, покупателю придется в суде доказывать свою неосведомленность, однако, как показывает практика, автомобиль все равно будет отобран в счет погашения долга.
«Если машина находится в залоге в банке, положения ст. 302 ГК РФ о добросовестном приобретателе в данном случае не распространяются. Банк, как залогодержатель, имеет полное преимущественное право на изъятие автомобиля, а покупатель – на взыскание уплаченной суммы с продавца. Однако, как показывает практика, это бесполезно, так как человек, «кинувший» банк, вряд ли что-то имеет за душой», – говорит управляющий партнер компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева. По ее мнению, изменить ситуацию может только внесение изменений в законодательство, чтобы залоги машин и ипотечных квартир регистрировались.
Отчасти искоренить назревшую проблему банки решили собственными силами: сейчас создается общебанковский портал, где можно будет узнать, обременен автомобиль кредитом или нет. Всего в базе сейчас числится около 500 тыс. авто, по VIN-коду можно проверить автомобиль на наличие залоговых обязательств в банке. На данном этапе партнерами проекта являются десять крупных банков, среди которых «Ренессанс Кредит», Альфа-банк, «Нордеа Банк», «Русфинанс банк», «Кредит Европа Банк», ведутся переговоры и со Сбербанком.