RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

8 м/c,

сев.

738мм 35%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Бизнес Торги неуместны?

Торги неуместны?

В этому году муниципальные заказы в Челябинске будут размещаться, а торги проводиться по новым правилам. Челябинское управление Федеральной антимонопольной службы назвало основные нарушения законодательства в этой сфере, а также рассказало о том...

" src=

В этому году муниципальные заказы в Челябинске будут размещаться, а торги проводиться по новым правилам. Челябинское управление Федеральной антимонопольной службы назвало основные нарушения законодательства в этой сфере, а также рассказало о том, какие новые требования нашим чиновникам придется выполнять впредь. Согласно новому закону о размещении заказов, с января 2009-го муниципалитет обязан проводить торги с представителями малого бизнеса, а с марта текущего года принимать участие в торгах смогут не только юридические, но и физические лица. Самым перспективным нововведением может стать в Челябинске, как и в других субъектах РФ, проведение с июля электронных аукционов. Однако, по мнению местных чиновников, не все в российском законодательстве идеально, поэтому городская администрация вынуждена порой идти на нарушения.

Напомним, что четвертого февраля сотрудники Челябинского УФАС России подвели итоги контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в 2008 году. Кроме того, представители службы перечислили задачи на год 2009. Как сообщили антимонопольщики, из 2698 обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти 735 касаются размещения муниципальных и госзаказов, в том числе 346 жалоб – от участников размещения заказа. Антимонопольщики отметили, что общее количество нарушений в сфере размещения заказа остается значительным: из 566 проверенных размещений более половины – 337 – с нарушениями. В результате выявленных административных правонарушений возбуждено 121 дело в отношении должностных лиц заказчика, организаторов торгов и членов комиссий. Вынесено 38 постановлений о наложении штрафа на сумму 1 млн 120 тысяч рублей. В целом количество жалоб от участников размещения заказов увеличилось с 260 до 346. Отмечен в прошлом году и значительный рост судебных разбирательств, в том числе о признании размещения заказов (торгов) недействительными. Из 103 вынесенных предписаний обжаловано всего шесть, отменено одно.

Руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова напомнила, что с июля прошлого года все имущество должно распределяться исключительно путем проведения торгов. Однако, как заметила представитель антимонопольного органа, при этом сам порядок проведения торгов правительством РФ не установлен. Отчасти в связи с этим возникают многочисленные нарушения законодательства о размещении заказов (торгов). Как следствие в 2008 году наблюдался серьезный рост обращений в УФАС по нарушению антимонопольных требований к торгам по продаже имущества, земельным аукционам и так далее. «С популярностью антимонопольных органов в этом направлении надо бы уже бороться», – пошутила Анна Козлова.

По словам заместителя руководителя Челябинского УФАС Натальи Сапрыкиной, чаще всего нарушаются требования законодательства о размещении заказов к содержанию документации: конкурсной, об аукционе, запросов котировок. Представитель службы перечислила наиболее частые нарушения в этой сфере. Среди самых главных она назвала непрозрачность – отсутствие на официальных сайтах полной и достоверной информации о потребностях заказчика. «Особенно это касается подрядных торгов, – говорит г-жа Сапрыкина. – Часто нет локальных смет, не указаны характеристики дома. В результате либо на торги приходит тот, кто знает об этом аукционе все, либо участники, не знающие всех тонкостей, просто рискуют купить кота в мешке».

Еще одно нарушение – указание сведений о характеристиках товара, которые могут привести к ограничению или устранению конкуренции. Например, прописываются параметры товара, характерные лишь для одной торговой марки, или указываются характеристики, например, определенного оборудования. Кроме этого нередко заказчик объединяет в один лот различные виды работ. «Если на кону 170 миллионов рублей, естественно, на этот лот будет претендовать крупная компания, специализирующаяся на нескольких видах работ. Тогда как участвовать в торгах могло несколько менее крупных игроков», – пояснила представитель антимонопольной службы.

Среди нарушений антимонопольного законодательства представители службы также назвали установление неправомерных требований к участникам размещения заказа и к составу заявок и неправомерный отказ в допуске к участию в торгах. При этом, как отметили в УФАС, в настоящее время, например, рассматривается два дела по факту сговора между заказчиком и участником торгов, связанных со строительством. «Так как в этот процесс сейчас вовлечены правоохранительные органы, назвать компанию мы не можем», – сказали антимонопольщики.

Перечислив нарушения закона о размещении заказа в Челябинске, представители местного УФАС рассказали о нововведениях, призванных в идеале свести эти нарушения на нет. Антимонопольщики напомнили, что 30 декабря 2008 года приняты поправки в федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Внесенные Госдумой и одобренные Советом Федерации изменения, по словам представителей Челябинского УФАС, отразятся и на деятельности по размещению заказов и проведению торгов и в столице Южного Урала.

В частности, с первого января этого года власти нашего города обязаны проводить торги – 15% из общего количества – с субъектами малого предпринимательства. «Если раньше это требование было применительно только к государственным заказчикам, то сейчас применять эту процедуру должны будут и муниципалитеты, – говорит Анна Козлова. – Правда, цена контракта в данном случае не должна превышать трех миллионов рублей».

Кроме этого с первого марта 2009 года претенденты на участие в торгах обязаны будут предоставлять учредительные документы. А принимать участие в торгах смогут не только индивидуальные или частные предприниматели, но и физические лица.

Самым прогрессивным нововведением антимонопольщики назвали необходимость проведения с лета этого года электронных аукционов. «До первого июля правительство должно определиться с тем, каким образом должны быть выбраны электронные площадки, а Министерству финансов нужно будет эти площадки выбрать», – пояснила Анна Козлова. По ее словам, минусом этого нововведения является тот факт, что данная процедура – довольно затяжная.

«Одно то, что в 94-й закон постоянно вносятся какие-то изменения, уже говорит о том, что к реальной хозяйственной жизни этот закон абсолютно не приближен, – комментирует начальник управления экономики администрации Челябинска Александр Руденко. – Например, есть нюансы, связанные с межбюджетными отношениями. Если бы эти отношения были разумными, то деньги муниципалитетам начинали выделять не в четвертом квартале, а равномерно распределять их на протяжении всего года. То же самое и с распорядительными документами. А то на проведение конкурсной процедуры уходит более месяца, деньги приходят в декабре, а в январе их уже требуют освоить. Каким образом – непонятно». В итоге заказчики иногда вынуждены идти на нарушения, мотивируя это чрезвычайностью положения, отметил чиновник.

Кроме того, как отметил г-н Руденко, в 94-м законе не прописаны услуги, которые может оказывать муниципальное унитарное предприятие. «В частности, МУП «Челябавтомедтранс» вынуждено проводить конкурсы, которые затем различными предпринимателями оспариваются», – заключил г-н Руденко. (О недавнем конфликте между администрацией Челябинска и предприятием из Перми по поводу муниципального заказа на оказание транспортных услуг Chel.ru писал ранее.)

Оказалось, что новый закон все проблемы вряд ли решит, если не добавит новых. В частности, как отметили челябинские антимонопольщики, старый закон запрещал принимать участие в торгах аффилированным лицам, а сегодня такого запрета нет. «Это, естественно, снижает эффективность процедуры проведения торгов», – заметила Анна Козлова. «Бывает, что в аукционе участвует какая-нибудь компания-пустышка, которая затем, выиграв торги, отказывается от своего лота в пользу другой, реальной компании», – добавила Наталья Сапрыкина. Однако в случае такого отказа компания на два года вносится в общедоступный для сведения Реестр недобросовестных поставщиков. В Челябинской области таких, по словам антимонопольщиков, по итогам 2008 года – 34 компании (для сравнения: в 2007 недобросовестных поставщиков было всего шесть).

Фото: Фото с сайта Prigorod-rt.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления