Иностранные банки присутствуют на российском рынке финансовых услуг не так давно, но уже добились заметных результатов. Согласно данным Банка России на 1 июля 2007 года, иностранные компании владеют 21,25% в совокупном капитале российской банковской системы. А вот присутствие дочек или представительств российских банков за рубежом до недавнего времени было крайне малозначительно. Недавно два крупнейших банка страны – Сбербанк и ВТБ – объявили о планах активного развития сети иностранных представительств. Примечательно, что если прежде российские банки стремились присутствовать преимущественно в странах ближнего зарубежья и Европы, то сейчас приоритетным направлением становятся страны с динамично развивающейся экономикой.
На днях президент, председатель правления банка ВТБ Андрей Костин заявил, что до конца текущего года филиал банка начнет работу в Шанхае. В январе банк уже открыл представительство в столице Китая – Пекине и стал уже третьим по счету российским банком в этой стране после Промсвязьбанка и Газпромбанка. Приоритетной сферой деятельности банка в Китае является сопровождение торгово-экономических отношений между странами. На сегодняшний день китайские банки открыли ВТБ кредитные линии в размере более 1 млрд долларов. Предполагается, что к 2010 году ВТБ будет обслуживать не менее половины российско-китайского торгового оборота, впрочем, у ВТБ есть планы и по развитию в розничном направлении бизнеса. В феврале следующего года банк ВТБ планирует открыть представительства в Индии.
«Открытие представительств банка ВТБ за рубежом – это дополнительное конкурентное преимущество: клиенты получат возможность оперативных расчетов в тех странах, где представлен банк, а у самого банка появятся дополнительные возможности для внешних заимствований, что, в свою очередь, повысит возможности кредитования корпоративных клиентов», – комментирует управляющий челябинским филиалом «ВТБ-24» Сергей Бурый.
Сегодня Группа «ВТБ» обладает широкой международной сетью, представительства банка открыты в Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Швейцарии, Анголе, на Кипре. Планы по развитию сети зарубежных представительств заставили даже провести ребрендинг банка – тяжеловесное и сложное для восприятия в неславянских странах название «Внешторгбанк» сменилось на аббревиатуру «ВТБ». Сегодня около 5% прибыли банка до налогообложения по международным стандартам учета, полученным за 1 полугодие 2007 года, приходится на европейские активы и около 1,6% – на активы в СНГ. В Западной Европе банки группы ВТБ специализируются на операциях, связанных с Россией, в первую очередь на расчетных операциях и крупных инвестиционных сделках.
В планах банка – вхождение в ТОП-50 мирового банковского бизнеса в течение ближайших трех-четырех лет.
С приходом нового председателя правления Сбербанк также меняет стратегию развития. Новый глава Сбербанка, бывший министр экономического развития и торговли России Герман Греф намерен вывести банк на международный уровень, в первую очередь, завоевать страны ближнего зарубежья. В 2006 году Сбербанк основал «дочку» в Казахстане, скоро еще одна откроется на Украине, в планы банка входит открытие филиалов в Лондоне или Нью-Йорке. Залогом успешного развития Сбербанка Герман Греф считает конкурентоспособность: «Мы должны доказать, что слоны умеют танцевать». Менеджеры банка, по его мнению, «должны создать очень гибкую, быстро реагирующую на рыночные сигналы, дружелюбную по отношению к клиентам структуру».
«К открытию дочерних банков и представительств за рубежом готовы только крупные банковские структуры, входящие в ТОП-20, – говорит независимый челябинский аналитик Дмитрий Гребенюк. – Вместе с тем, российские банки пока не готовы на равных конкурировать с европейскими финансовыми холдингами, поскольку отечественная банковская система достаточно молода и еще мало готова к зарубежной экспансии, гораздо более перспективным и очевидным направлением развития бизнеса сегодня является поглощение мелких российских банков, в том числе и региональных».
Фото: Коллаж Надежды СУХОВОЙ