В конце прошлой недели антиспамерская организация Spamhaus обновила свои базы данных, в результате чего в черный список попали все ip-адреса подсети крупнейшего отечественного хостинг-провайдера «Агава». Поэтому многие пользователи, в том числе и такие системы, как Mail.ru и Yandex.ru, в течение нескольких дней не получали корреспонденцию от абонентов «Агавы». Эксперты считают, что от подобных случаев не застрахован ни один хостинг-провайдер, а обезопасить себя от спамеров практически невозможно.
«С данной проблемой сталкиваются все без исключения интернет- и хостинг-провайдеры, которые содержат свои почтовые сервера для клиентов, – заявляет старший системный администратор компании «Верес-ADSL» Денис Войтюк. – Осложняется ситуация тем, что повлиять на решение администраторов Spamhaus или на владельцев почтовых серверов, которые используют свои или сторонние черные списки, очень трудно».
Однако обнаружив проблемы с почтой, компания «Агава» разослала своим клиентам письмо, в котором объясняла сложившуюся ситуацию несанкционированной рассылкой спама кем-то из абонентов. Для скорейшего решения проблемы владельцам почтовых ящиков предлагалось написать своему провайдеру доступа в Интернет или провайдеру адресата письмо с просьбой внести сети «Агавы» в белый список. В качестве альтернативного решения провайдерам предлагали отказаться от списков Spamhaus.
«Попасть в черный список очень легко, даже если клиенты не имеют злого умысла, – говорит г-н Войтюк. – Дело в том, что спам в последнее время распространяется, в основном, с помощью интернет-червей, заражающих компьютеры честных пользователей. Например, сервис Mail.ru несколько раз блокировал наш почтовый сервер. Проблема решалась только через один-два дня после нашего обращения к администрации Mail.ru».
Технический директор компании «Комтеко» Владимир Башкатов считает, что решением проблемы спамеров для «Агавы» и других крупных хостинг-провайдеров может стать ужесточение наказания за спам в договоре или жесткий контроль почтовых рассылок.
«Правда зачастую пользователи рассылают спам под конец срока действия хостинга, дабы им было нечего терять, – добавляет он. – А вот чтобы компания после таких непорядочных действий клиентов смогла выбраться из черных списков, может потребоваться не один день, а то и месяц».