Судьба одного из самых скандальных зданий в Челябинске практически решена. В «Утюге», находящемся рядом с органным залом, в ближайшие две недели откроется новый развлекательный комплекс «Монте-Карло». Проектом занимается компания «Реси», владеющая досуговым центром «Галактика развлечений». По словам ее представителей, в городе недостаток заведений для бизнес-элиты, поэтому новый комплекс «Монте-Карло» будет ориентирован на эту категорию людей. Участники рынка, в свою очередь, успешности проекта не исключают, как не исключают и того, что ему может помешать "темное" прошлое здания.
История «Утюга» началась в 1999 году с момента, когда предприниматель Александр Лапидус, занимавшийся шоу-бизнесом (организация гастролей известных групп, продюсирование местных коллективов, руководство ночным клубом «Нирвана», поставки аудио- и видеопродукции), выкупил в собственность здание общественного туалета на Алом поле, заключив с мэрией договор аренды земельного участка сроком на 20 лет. В 2000 году он получил разрешение на реконструкцию здания и организацию в нем досугового центра с сохранением общественного туалета.
Разрешение пристроить к туалету развлекательный комплекс, по словам г-на Лапидуса, стало «большой предпринимательской удачей». «В процессе реконструкции я получал возможность воплотить все свои идеи», – пояснил он. Однако это потребовало финансовых средств, поэтому в качестве инвестора выступил челябинский предприниматель Владимир Шевчук, до этого успешно торговавший ферросплавами, цветными металлами и подыскивавший еще одну сферу для вложения капитала. Александр Лапидус взял на себя роль организатора строительных работ. Стороны договорились и о последующем разделе прав собственности: после ввода объекта в эксплуатацию доля Шевчука должна была составить 80 процентов, доля Лапидуса – 20. Но с запуском комплекса, управляющим которого стал бы Александр Лапидус, Шевчук в течение двух лет был обязан продать своему партнеру 30 % доли объекта. В течение двух лет до момента убийства (Владимир Шевчук был застрелен в январе 2003) предприниматель инвестировал в проект более 20 миллионов рублей. После его смерти вдова – Любовь Шевчук – заключила с партнером мужа аналогичный предыдущему договор, вложив в проект еще четыре миллиона рублей.
Однако после того, как в ноябре 2004 «кафе с реконструированным туалетом» было принято в эксплуатацию госкомиссией, Александр Лапидус зарегистрировал его на собственное имя, ссылаясь на то, что договор между ним и Владимиром Шевчуком носил формальный характер. «Подобный договор должен проходить обязательное оформление в регистрационной палате, иначе он недействителен, – поясняет г-н Лапидус свою позицию. – Тот факт, что этот документ не был должным образом зарегистрирован ни мной, ни Шевчуком говорит о том, какую значимость мы придавали этому договору. Когда я узнал, что вдова ищет покупателя на здание, то есть действует, следуя договору, я предложил вариант покупки с постепенным погашением долга, а в качестве обеспечения своих обязательств – передать в залог здание, собственником которого я являюсь. Но мы не сошлись в цене». В итоге, Любовь Шевчук подала в суд, который и признал ее собственником 80 % здания, а Александра Лапидуса за «мошенничество в особо крупных размерах» приговорил к шести годам лишения свободы. После чего предприниматель отправился в заключение, а г-жа Шевчук в июле этого года сдала свою долю в аренду.
Арендаторов – фирму «Реси», владеющую комплексом «Галактика развлечений», – такая скандальная история здания не пугает, как и заявления г-на Лапидуса о том, что все действия с его собственностью нелегитимны. «Мы заключили с собственником договор аренды на 10 лет, поэтому здесь все законно», – говорит один из руководителей компании «Реси» Александр Гирь. Однако, по словам г-на Лапидуса, ему насильно предложили сдать свое имущество в аренду. «Все подписанное мной считать совершенным под давлением или под угрозой физической расправы надо мной или моим близкими», – написал он из заключения. Некоторые источники связывают подобные заявления с тем, что одним из учредителей «Реси» является предприниматель Александр Махонин (известный в определенных кругах как Махоня). Александр Гирь в свою очередь пояснил, что в новом проекте компании – развлекательном центре «Монте-Карло», который разместится в «Утюге», – г-н Махонин не участвует и его учредителем не является.
Это, тем не менее, не избавляет проект от определенной двусмысленности: развлекательный комплекс, включающий ночной клуб, казино, ресторан, студию загара (вместе с сауной), будет находиться рядом с Органным залом (бывшим храмом Александра Невского) и Дворцом пионеров. «Достаточно специфическое соседство, которое может спровоцировать вокруг комплекса негативный общественный резонанс, особенно если учесть спектр предлагаемых им услуг», – прокомментировал один из участников рынка, пожелавший не называть своего имени. На что у Александра Гиря есть свой контрдовод. «Общественность же почему-то не смущает, что практически рядом с действующей церковью находится развлекательный комплекс Abyss или казино «Планета КЭШ», – говорит он. И все же, по мнению эксперта, разница есть: она заключается в том, что эти объекты находятся внутри микрорайона, а не на переднем плане.
Несмотря на вышесказанное, считает г-н Гирь, проект «Монте-Карло» будет успешным. «Из названия видно, что заведение рассчитано на элитную публику, которая хорошо зарабатывает, – входной билет на выходные будет от 400 рублей, – рассказал он. – В городе есть дефицит развлекательных заведений для такой категории людей, но так как в будние дни бизнесмены работают, то в это время нашими гостями могут стать и студенты».
«Насколько удачна идея, одновременно рассчитывать на две столь разные категории посетителей, покажет время, – считает директор по маркетингу КРК «Мегаполис» Александр Чикалов. – Конкуренцию «Мегаполису» новый развлекательный комплекс не составит, так как мы работаем в нише семейно-досуговых центров, поэтому предлагаем иной спектр услуг и рассчитываем на другую аудиторию». По его мнению, проект может быть вполне успешен, если точно просчитан. Однако маркетолог не исключил, что ситуация вокруг здания все же может сказаться на репутации комплекса.