Интрига с приходом в Челябинск компании «Макдоналдс» получила развитие. Стали известны места наиболее вероятного размещения одноименных ресторанов. Это магазин «Товары для дома» на проспекте Ленина и будущее здание в районе гостиницы «Виктория» на Северо-западе. По словам представителей «Макдоналдса», встречи с бизнесменами-владельцами помещений состоялись, однако документы пока не подписаны. Эксперты связывают это с согласованием технических возможностей зданий, так как готовых площадок, отвечающих всем требованиям компании, в городе нет.
Первоначально покорить Челябинск компания «Макдоналдс» попыталась в 2004 году, но столкнулась с особой позицией прежней горадминистрации по этому вопросу. Ее суть заключалась в том, что формат фаст-фуда, по мнению экс-мэра Вячеслава Тарасова, был нелучшим вариантом питания для челябинцев. Тем не менее это не помешало появиться в городе проектам Grillmaster и SFC.
Следующая попытка «Макдоналдса» была предпринята осенью прошлого года, но на этот раз оказалось, что в городе фактически нет мест, удовлетворяющих требованиям компании. В результате, несмотря на заинтересованность в проекте новой горадминистрации, вопрос не сдвинулся с места.
Однако уже в нынешнем году состоялись встречи менеджера по региональным проектам компании «Макдоналдс» Олега Амузаева с заинтересованными бизнес-структурами, в том числе и представителями «Макфы».
В результате появилось несколько вариантов размещения ресторанов. По информации источника в управлении архитектуры, пожелавшего остаться инкогнито, наиболее вероятными являются два из них.
Это помещение магазина «Товары для дома» на проспекте Ленина, в котором сейчас расположен супермаркет, принадлежащий нынешнему мэру. «Супермаркет занимает около трети помещения, а две трети пустуют, поэтому представителям компании «Макдоналдс» была предложены эти площади, – говорит представитель управления архитектуры. – Сейчас прорабатываются технические возможности реализации проекта, в том числе и в какой части здания будет расположен ресторан. Возможно, «Макдоналдс» займет место супермаркета, а тот в свою очередь переместится вглубь здания или переедет на второй этаж, который будет надстраиваться над магазином».
Второй ресторан, по словам эксперта, появится на Северо-западе в районе гостиницы «Виктория», где будет реконструирована территория между магазинами «Миг» и «Олимп». «Эти здания соединит помещение, значительно расширенное за счет выноса на улицу, в нем и разместится заведение, – объясняет он. – При этом представителям «Макдоналдса» изначально предлагается провести реконструкцию с учетом их требований к помещениям».
По информации источника, вероятность реализации этих проектов весьма высока, так как в этом заинтересованы сами владельцы помещений. Однако, по словам Олега Амузаева, официальные предложения с их стороны пока отсутствуют. «Со своей стороны мы передали требования, пока ответов не получили, вполне возможно, что согласовываются технические решения, – говорит он. – Но в настоящий момент никаких подписанных документов нет». Ссылаясь на это, не делают никаких официальных заявлений и представители городской власти.
Однако, по неофициальной информации, появление «Макдоналдса» вероятно еще в двух местах. Рядом с торговым комплексом «Алое поле», построенным компанией «Жилтехстрой» Виктора Тартаковского. А также на участке, прилегающем к городской больнице №1 со стороны перекрестка Свердловского проспекта и улицы Воровского, который был выделен компании «Капитал-Сити», входящей в холдинг Олега Колесникова.
Несмотря на то, что «Макдоналдс», как правило, размещает в городах-миллионниках около 10 заведений, на сей раз представители компании отказались от двух других предложенных площадок: в здании магазина «Школьник», принадлежащем нынешнему мэру, и в торговом комплексе «Набережный» Николая Кичеджи.
Столь пристальное внимание к территории размещения отнюдь не случайно. По мнению рестораторов, это один из важнейших вопросов успешности данного формата. «Месторасположение – основной фактор, определяющий успех заведения в формате фаст-фуда, – считает директор предприятия быстрого питания «Фридей» Алексей Сартаков. – Если «Макдоналдс» откроется в спальном районе на Северо-западе, где проходимость минимальна, вряд ли этот проект будет успешен».
В свою очередь генеральный директор группы компаний «Рестостар» Олег Иванов считает, что «Макдоналдс» всегда открывает свои заведения на лучших площадках. «Перечисленные участки прекрасно подходят для ресторана такого формата, – говорит он. – Тем более это раскрученный бренд, который сам по себе привлечет посетителей. Надо понимать, что для многих поход в такое заведение будет восприниматься как целое событие, а не просто возможность вкусно и недорого поесть».
Причину прогнозируемого интереса специалисты объясняют фактическим отсутствием формата фаст-фуда в Челябинске. «Ниша, в которой работает «Макдоналдс», до сих пор не занята, если не брать в расчет закрывшийся «Грильмастер» и небольшое кафе SFC в «Киномаксе», – комментирует начальник городского управления по торговле и услугам Сергей Березуев. – Основное направление работы этой компании – продажа гамбургеров – все-таки отличается от формата бистро, который представлен в нашем городе».
Реальной проблемой может оказаться несовпадение формата и целевой аудитории. Так, по мнению директора по маркетингу «Центра гостеприимства «Европа» Светланы Кнор, существует российский парадокс ресторанов быстрого питания. «Людям со средним достатком идеология фаст-фуда чужда, потому что они предпочитают хорошие рестораны с кухней в формате «good&casual» (вкусно и удобно), – считает она. – Но в России, именно они могут питаться в фаст-фуде, потому что целевая группа – люди с невысокими доходами этого себе позволить не могут». Более оптимистично смотрит на ценовую политику «Макдоналдса» менеджер по маркетингу управляющей компании «Design café» Екатерина Васина. «Челябинск – достаточно молодой город, в котором много студентов, а именно на эту аудиторию рассчитан формат фаст-фуда, – говорит она. – Заведения такого типа будут, безусловно, востребованы в нашем городе».
И все же, несмотря на предсказываемое радужное будущее «Макдоналдса» в неизбалованном фаст-фудом Челябинске, появиться первый ресторан сможет только в следующем году. По словам Олега Амузаева, даже если документы будут подписаны завтра, только на строительство или реконструкцию здания уйдет не меньше 11 месяцев.