В 2010 году Челябинск ожидает очередная волна расширений перекрестков. Мэр города Михаил Юревич провел совещание с главами администраций районов, по результатам которого был сформирован список из 50 перекрестков, нуждающихся в модернизации в первую очередь.
«Практически все места затрудненного проезда известны, но город растет, это живой организм, и ситуация постоянно меняется, – отмечает Михаил Юревич. – Где-то добавили полосы движения, и транспортный поток серьезно увеличился, значит, нужно срочно соседние улицы расширять, чтобы новой пробки не получилось. Конечно, сейчас заметна нехватка финансирования, но останавливать дорожные работы нельзя».
Правда, названные 50 перекрестков – это пока лишь предложение. «Главы администраций высказали свои соображения, однако я не думаю, что удастся удовлетворить все заявки, – говорит начальник отдела развития и планирования дорожной сети управления дорожного хозяйства Алексей Гурин. – До конца года все они будут проанализированы, и по каждому примут то или иное решение. Нужно иметь в виду, что некоторые из названных перекрестков уже входят в состав запланированных для реконструкции объектов. Будут учитываться многие факторы – необходимость изменений, сложность работ, сроки проведения».
Ожидается, что расширение проведут на перекрестках Свердловского проспекта и улицы Куйбышева, улицы Жукова и шоссе Металлургов, улиц Гагарина и Агалакова, Шаумяна и Доватора, Блюхера и Дарвина, а также на участках Комсомольского проспекта, улицы Молдавской, Троицком тракте.
Представители каждого района привели свои аргументы в пользу выбранных перекрестков. В частности, глава Металлургического района Сергей Антипов сказал: «Помимо перекрестка Жукова и шоссе Металлургов, мы предлагаем расширить перекрестки шоссе Металлургов и улицы Сталеваров, а также пересечения Хлебозаводской с Меридианом и улицей 32-й годовщины. Кроме того, вчера я говорил с мэром и получил одобрение на установку светофорного объекта на перекрестке улиц 50 лет ВЛКСМ и 32-й годовщины. Там провели реконструкцию полотна, что позволило увеличить пропускную способность, но без светофора возникают пробки. Работы по улучшению дорожной сети в Металлургическом районе идут постоянно, однако бывает, что, расширяя одни улицы, мы сталкиваемся с перегрузкой прилегающих к ним направлений, и это требует новых мер. Например, после недавних изменений увеличился поток через перекресток шоссе Металлургов и Жукова, поэтому мы включили его в план. Расширение предложенных объектов сравнительно несложно и не требует переноса коммуникаций, лишь в ряде случаев нужно убрать временные некапитальные сооружения, в частности торговые киоски».
Перенос коммуникаций – одна из самых больших сложностей при модернизации дорожной сети. «В некоторых случаях для расширения перекрестка достаточно положить две полосы асфальта, и все работы требуют сумм порядка миллиона рублей. В других случаях необходимо отводить в сторону тепловые или электрические сети, и затраты на это могут в разы превышать стоимость непосредственных работ по расширению», – рассказывает Алексей Гурин.
До конца года будет сформирован список перекрестков, подлежащих модернизации, проведены проектные работы и подготовлена техническая документация. Расширение планируется начать весной и завершить до конца лета 2010 года. «Это будет зависеть прежде всего от финансирования, но также и от погоды», – поясняет Сергей Антипов.
Заместитель главы города по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Алейников сообщил журналистам, что в минувшем году расширению подверглись 24 перекрестка города, кроме того, проведена работа по оптимизации работы светофоров. «Разумеется, расширение перекрестков не панацея для города, – считает Алексей Гурин. – Борьба с пробками – это комплекс мер, среди которых увеличение пропускной способности улиц, строительство крупных развязок и новых магистралей. Преимущество расширения перекрестков – сравнительно невысокие затраты. Капитальные объекты требуют больших вложений и длительного срока строительства, но зато позволяют решить проблему кардинально».
В частности, план на следующий год подразумевает расширение улицы Косарева, которую сделают двухсторонней на всем протяжении.
Продолжается строительство двух крупных развязок. Первая соединит улицы Братьев Кашириных (около временного моста), Кирова, Российскую и Труда и в конечном счете образует транспортное кольцо в центре Челябинска. По замыслу она радикально решит проблему перегруженности проспектов Ленина и Победы. Первую очередь развязки планировалось сдать летом 2010 года (мост, соединяющий улицы Братьев Кашириных с Труда, Российской и Свободы). В законченном виде пропускная способность развязки составит 9500 автомобилей в час.
Такую же пропускную способность обеспечит другая мегаразвязка, которая соединит автодорогу «Меридиан», улицы Рождественского, Гагарина и Копейское шоссе. Виадук существенно разгрузит дороги на выездах из Ленинского района и Копейска. Ввод в эксплуатацию также был запланирован на 2010 год. В обоих случаях окончание работ может отодвинуться из-за кризиса.
В ноябре планируется открыть крупную транспортную развязку в районе села Вахрушево, которая замкнет транспортное кольцо вокруг Челябинска и позволит оттянуть из городской черты транзитный транспорт. Общая протяженность кольцевой дороги составит 139 километров.
«Миллионные города сейчас столкнулись с жесточайшими пробками. Челябинск хорошо выглядит на общем фоне, у нас на дорогах «проезжая» ситуация. Но и нам давно известно, что такое часы пик, когда возникают заторы, замедляется движение общественного и личного транспорта», – подытожил Михаил Юревич.
Пока автомобильное будущее Челябинска выглядит более-менее оптимистично. Помимо расширения перекрестков делу борьбы с пробками помог кризис. К концу года в Челябинской области будет «недопродано» количество машин, достаточное для организации пробки длиной 70 км при четырехрядном движении.