RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +4

7 м/c,

сев.

738мм 50%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Авто Бум на премиум-марки закончился?

Бум на премиум-марки закончился?

Для дилеров люксовых брендов первая половина 2007 года сложилась сказочно: люкс-сегмент тогда «прирос» на 89%, превзойдя все ожидания и обогнав по темпам роста даже ажиотажный рынок народных автомобилей...

" src=

Для дилеров люксовых брендов первая половина 2007 года сложилась сказочно: люкс-сегмент тогда прирос на 89%, превзойдя все ожидания и обогнав по темпам роста даже ажиотажный рынок народных автомобилей.

Однако в этом году темпы роста упали почти в три раза, составив 31% относительно аналогичного периода 2007 года. Все премиум-марки оказались в плюсе, но некоторые едва-едва удержались на грани (Porsche и Lexus)...

Застойное время?

Если смотреть мировую статистику, для немецкой тройки первая половина 2008 года стала невероятно успешной: все марки установили рекорды продаж за все время существования. Бренды распределились в следующем порядке: Mercedes-Benz, BMW (без Mini), Audi. Российский рынок является для них одним из самых перспективных, однако прошлогоднего скачка продаж уже не наблюдается. Немного сбилось дыхание у Volvo, умерил пыл и Cadillac, успокоились Lexus, Porsche... Что это – временное явление или устойчивая тенденция?

" hspace=

«Ни о какой стагнации премиум-сегмента в настоящий момент говорить нельзя, – считает генеральный директор компании «Планета-Авто» Андрей Кольцук. – Эти автомобили продают десятками тысяч. Просто в последнее время снизились темпы прироста. Это естественно, потому что наступает постепенное насыщение рынка, и это справедливо не только для высшего ценового сегмента, но и для рынка вообще. Сегодня продавать каждую дополнительную тысячу автомобилей сложнее, чем два года назад. По оценкам аналитиков, к 2013 году автомобильный рынок России достигнет порога насыщения, и темпы роста продаж будут на уровне европейских – несколько процентов в год».

Однако ряд опрошенных экспертов считает, что потенциал премиум-сегмента еще очень велик. Руководитель отдела продаж автомобилей Jaguar (автоцентр «Краснолесье») Ольга Скорынина-Шадурская: «Рынок премиум-сегмента еще далек от насыщения, так как благосостояние жителей РФ растет, и все больший процент населения может себе позволить дорогой и престижный автомобиль. Этому способствует и развитие системы кредитования, которая становится более гибкой и привлекательной. Кроме того, крупные автомобильные компании активно внедряют систему Trade-in (прием старого автомобиля в зачет нового), которая позволяет безболезненно пересаживаться на машину классом выше. Со своей стороны автомобильные производители не перестают удивлять нас новинками, подогревая желание совершать покупки чаще».

Виноват президент?

" hspace=

Руководитель отдела маркетинга компании «М-Сервис» Наталья Зиновьева видит причину не только в насыщении рынка: «Изменяется структура спроса. Несколько лет назад социальное расслоение общества было сильнее, и люди предпочитали либо относительно дешевые, либо очень дорогие машины. Автомобили премиум-сегмента покупали во многом ради имиджа. Сейчас формируется средний класс, и параллельно растет качество автомобилей среднего ценового сегмента, который оттягивает внимание клиентов от премиум-марок.

Сегодня наряду с имиджем клиенты уделяют большое внимание другим потребительским качествам, а также стоимости техобслуживания, поэтому нередко выбирают нелюксовые, но добротные автомобили».

Другими словами, для представителя среднего класса функциональность, удобство и умеренная цена порой важнее громкого бренда. И человек предпочитает, например, среднеразмерный паркетник «народной» марки (Opel Antara или Mitsubishi Outlander XL), хотя мог бы купить седан премиум-класса, пусть даже залезая в кредиты.

Может быть, на снижение темпов роста повлияли экономические причины? Рассказывает заместитель директора регионального центра автокредитов ФКБ «Юниаструм Банк Челябинск» Анна Абызова: «Доходы населения продолжают расти, хотя темпы этого роста относительно небольшие. Я считаю, что некоторая потеря интереса к автомобилям премиум-класса сопряжена с выборами президента, поскольку в их преддверии люди предпочитали вкладывать деньги в недвижимость».

Это мнение разделяет и руководитель группы продаж банка «ЮниКредит» Павел Аюков: «Есть два экономических фактора, которые могли в той или иной мере повлиять на продажи дорогих автомобилей – кризис ликвидности, повлекший слухи о возможном дефолте, и выборы президента. Автомобиль не является надежным средством вложения денег, а дорогой автомобиль – это в некотором роде роскошь. Он быстро теряет в цене, его могут угнать или разбить.

При неблагоприятных экономических ожиданиях люди предпочитают вкладывали деньги в недвижимость. В начале года в некоторых банках очередь на рассмотрение заявок на ипотеку достигала двух месяцев. Многие покупали квартиры не по необходимости, а исключительно ради выгодного вложения денег».

В этом есть смысл. Допустим, осенью прошлого года вы планировали купить BMW 335i за 1,8 миллиона, но вас смутила экономическая неопределенность, и вы предпочли вложить деньги в двухкомнатную квартиру. Вы почти ничем не рисковали, более того, за прошедшие девять месяцев она подорожала на полмиллиона, так что после ее продажи вы сможете выбрать BMW 540i.

Павел Аюков отмечает второй фактор, сдерживающий спрос на автомобили: «Эффективным продажам мешает очередь. Мы столкнулись с ситуацией, когда наш банк одобрил множество заявок, но люди не могли воспользоваться кредитом из-за отсутствия автомобиля в наличии или невозможности доставки его в приемлемый срок. Кроме того, многие банки в последнее время подняли ставки по кредитам».

Таким образом, по мнению аналитиков, на продажи премиум-сегмента повлияли три основных фактора: постепенное насыщение рынка, конкуренция люксовых брендов с более доступными марками и опасения людей за экономическую стабильность.

Лучшие...

Несмотря на появившуюся прохладцу в отношении россиян к премиум-брендам, есть среди них и чемпион – Land Rover, и в скором времени наш рынок может стать крупнейшим в мире для этой марки. В середине прошлого года Land Rover входил в шесть наиболее популярных люкс-брендов России, а в этом благодаря двукратному (!) увеличению продаж перебрался на второе место, разом опередив немецкую тройку и Lexus. О причинах такого прогресса рассказывает Андрей Кольцук: «Как вы знаете, компания выпускает исключительно внедорожники, и при этом показывает серьезные продажи. Почему? В последнее время был достигнут прорыв в качестве продукта, и сейчас Land Rover представляет оптимальное сочетание по цене, качеству и премиальности. Помимо этого, сегмент люксовых внедорожников популярен в России, но еще важнее, что Land Rover стал рассматривать наш рынок как приоритетный, поэтому выделены дополнительные производственные мощности и увеличены квоты. Все в совокупности способствует росту продаж».

" hspace=

Jaguar в прошлом году был скорее статистом. Спросом пользовался относительно доступный седан X-Type, однако S-Type воспринимался многими как морально устаревший, а помпезный XJ и дорогой XK не могли обеспечить массовых продаж. Но в начале этого года появился седан бизнес-класса Jaguar XF с вдохновенным дизайном, построенный на совершенно новой платформе. «Дебют XF серьезно повлиял на интерес уральцев (не только жителей Екатеринбурга, но и Челябинска) к бренду Jaguar, – говорит Ольга Скорынина-Шадурская. – С 1 марта 2008 года, когда начались официальные продажи Jaguar XF в России и на Урале, количество желающих познакомиться поближе с британской новинкой нас приятно удивило. Jaguar XF – это прорыв в сегменте седанов премиум-класса, но главное, это прорыв в сознании людей, который ломает стереотипы и представления о «Ягуаре» как о консервативном бренде».

В результате англо-индийская марка показала рост продаж 64%, хотя в абсолютном зачете пока уступает немцам и Lexus значительно. «Но мы довольны итогами продаж в первой половине 2008 года. «Ягуар» показывает стабильность, и для нас важнее не большие объемы продаж, а качество обслуживания и эксклюзивность бренда», – резюмирует Ольга Скорынина-Шадурская.

Можно отметить относительно хорошую динамику Cadillac, который увеличил продажи в полтора раза, однако все равно оказался в «миноритариях»: американские люкс-автомобили выбирают в 8-9 раз меньше клиентов, чем Audi, BMW или Mercedes-Benz.

...и остальные

" hspace=

Немецкая тройка не смогла повторить прошлогоднего скачка, однако если Audi и Mercedes-Benz снизили темпы роста с 78-77% до 19-20%, то BMW потеряла инерцию не столь сильно и сейчас вышла в лидеры среди германских производителей. Впрочем, определять первого среди троицы – дело неблагодарное: марки одинаково успешны, и выход той или иной вперед чаще обусловлен действием временных факторов, например, сменой модельных рядов.

Похуже идут дела у Lexus, который все больше отстает от немцев. В числе причин – падение спроса на модели LS, GS, SC и RX: в первом полугодии Lexus «недопродал» более 500 таких автомобилей. Этот дефицит едва-едва перекрыли успешные продажи нового люкс-внедорожника LX570, поэтому общий итог – только +6%.

Стагнирует и Porsche: в 2008 продано лишь на 28 автомобилей больше, чем в первой половине 2007. В Челябинске появился собственный дилер Porsche, однако мы обратились за комментарием к екатеринбургским представителям марки, «Порше Центр Екатеринбург»: они работают на рынке дольше. «В первом полугодии прошлого года продажи были колоссальные, поскольку вышел обновленный Porsche Cayenne, и люди ждали его прихода, – говорит специалист отдела маркетинга «Порше Центра Екатеринбург» Ирина Чекмарева. – Сегодня продажи автомобилей Porsche стабильны».

Во всем мире наиболее успешной моделью Porsche является 911, однако в России 90% продаж приходится на куда более универсальный Cayenne. Возможно, повторить успех ему помешал дебют BMW X6? «Мы так не думаем, – сообщает госпожа Чекмарева. – У автомобилей разные аудитории, и никакого спада продаж при появлении Х6 мы не заметили».

Volvo – по-прежнему лидер продаж в премиум-сегменте. Многие протестуют против включения Volvo в список люксовых брендов, поскольку продажи марки формируют относительно доступные модели, однако сама компания упорно позиционирует себя в vip-сегменте.

Если год назад бренд показал невероятные темпы роста, то сейчас скатился до среднестатистического уровня, вероятно, из-за отсутствия новых моделей. Возможно, именно Volvo сильнее прочих премиум-марок ощущает на себе усиливающуюся конкуренцию со стороны машин среднеценового сегмента, например, Volkswagen.

Не исключено, что к концу года премиум-сегмент снова удивит нас темпами роста, чему может способствовать как большая уверенность людей в экономической стабильности страны, так и появление новых моделей. Последние могут оказать существенное влияние на расстановку сил в премиум-сегменте, и мы свели наиболее важные новинки премиум-брендов в таблице.


Новинки ближайших месяцев (люксовый сегмент)

Итоги продаж марок премиум-сегмента за I полугодие 2008 года

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления