RU74
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Челябинске

Погода+14°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

0 м/c,

736мм 55%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Авто Эдуард Трифонов, делегат на автосалон в Токио: «Час парковки в Токио стоит 400 йен – 90 рублей. Зато сами парковки – сказка»

Эдуард Трифонов, делегат на автосалон в Токио: «Час парковки в Токио стоит 400 йен – 90 рублей. Зато сами парковки – сказка»

" src=

Япония – это не просто другая страна. Япония – это другая цивилизация. Нам, обитателям континента, не сразу понятна логика островитян, и кое-какие их привычки кажутся слегка надуманными. Ну кому придет в голову таскать с собой пепельницу, чтобы положить в нее окурок перед тем, как бросить в урну? Между тем в этом акте есть глубокий смысл, ведь мусор в Японии – большая ценность. Достижения небольшой цивилизации по истине феноменальны, и в начале XXI века японцы живут так, как нам светит, дай бог, к середине.

Директор рекламной компании «Эспада-Про» Эдуард Трифонов дважды побывал в Японии, причем, с вполне автомобильным заданием: первый раз он проводил съемки автомобильных аукционов, второй – снимал токийский автосалон, проходивший в октябре этого года. Все материалы делались специально для программы «Автострада» (31 канал) при активном содействии автосалона «Япония – Авто». В ближайших выпусках вы можете увидеть эксклюзивные записи с одного из крупнейших автошоу мира.

А пока слушаем рассказ Эдуарда об автомобильной Японии. Начали мы с вполне злободневной темы.

– Эдуард, есть ли в Японии автомобильные пробки?

" src=

– Дороги в Токио нагружены прилично, но меня поразило, что дистанция между машинами – метра два, и никто никого не подпирает даже при заторах. Ритм жизни там другой, и поток едет достаточно быстро, но ровно – нет ритмического дисбаланса, как у нас, когда одни еле тащатся, другие несутся. В центре города возникают пробки, но система навигации автомобиля получает информацию о заторах в режиме реального времени и рассчитывает маршрут с учетом пробок. Конечно, если требуется попасть именно в тот район, где есть сложности с проездом, то попадешь в пробку, в остальных случаях ее можно объехать.

– Я слышал, в Токио очень развитая дорожая сеть?

– Да, в центре города дороги многоуровневые, причем, нижние уровни бесплатные, верхние – платные. Небоскребы в центре города имеют въезды с любого уровня, хоть с пятого. Оставляешь автомобиль на стоянке, и дальше едешь на лифте до нужного тебе этажа.

" src=

Организация движения очень сложная, например, светофоры горизонтальные и состоят из шести секций – верхние как у нас (красный-желтый-зеленый), снизу секции со стрелками. Движение настолько хитрое, что нашу делегацию за руль не пускали, хотя были люди с большим опытом вождения праворуких машин.

Нас возил коренной житель Токио, и ориентировался он только по системе навигации. Я спросил, смог бы он проехать по городу самостоятельно, ответ был – нет. Заблудиться очень просто даже для коренного токийца.

Система навигации уникальная: когда подъезжаешь к перекрестку, на экране появляется его изображение с указанием полос, знаков и светофоров. Стрелками показывается, в какой ряд тебе встать и куда повернуть. И вся информация дублируется голосом.

– Насколько быстро ездят японцы?

– Скоростные лимиты примерно, как у нас, но средняя скорость потока выше. Наш водитель-японец признался, что его рекорд – 180 км/час, но это грубейшее нарушение. А по российским меркам не такой уж рекорд.

В центре города ехать быстро мешает довольно любопытная особенность дорог. Япония – страна островная и подвержена землетрясениям. Чтобы многоуровневые дороги не рассыпались при землетрясении, они состоят из фрагментов, каждый из которых опирается на отдельную бетонную плиту размером примерно 50 на 50 метров. Эти фрагменты дорог скреплены подвижными сцепками, и когда проезжаешь их слишком быстро, возникает эффект поезда: ты-дын, ты-дын… Поэтому гонять не хочется.

Японцы любят маленькие автомобили?

" src=

– На первый взгляд, так должно быть, потому что теснота безумная. Скажем дорога шириной с нашу улицу III Интернационала считается довольно просторной. При этом по обочинам едут велосипедисты и идут люди. Очень часто машины разъезжаются впритирку, и несмотря на это, за обе поездки я не видел ни одной аварии. Тесно у них везде: и в кафе, и в гостиничных номерах. Квартира площадью 50 квадратных метров считается большой.

Несмотря на тесноту, японцы любят большие машины. Нам встречались маленькие грузовички шириной с «Оку», но что касается частных автомобилей, то самые популярные модели – это Toyota Corolla и Honda Civic. А Toyota Vitz я вообще не видел. Более того, если позволяет благосостояние, японцы предпочитают автомобили еще больше и мощнее, например, Toyota Mark или Toyota Harrier (Lexus RX350 в России). Хотя использовать большую мощность в Токио практически негде.

– Странный подход…

" src=

– Дело, я думаю, вот в чем. Многие японцы имеют личные автомобили, но не используют их для повседневной езды, скорее, для отдыха или вылазок за город. Поэтому большой автомобиль не является помехой.

Даже небедные люди, руководители и владельцы компаний, добираются до работы на общественном транспорте – в Японии он частный, включая метро. Метро, кстати, есть подземное и надземное, и скорость доставки феноменальная.

– Почему одна из самых автомобилизированных стран мира ездит на работу в общественном транспорте?

– Как я понял, из-за расходов на стоянку – она просто нереальная. Парковки в Японии сказочные, многоуровневые, наподобие стеллажей, в которых на нужный уровень машина поднимается на лифте. Но при этом час парковки в супермаркете стоит 400 йен (90 рублей), и за целый день можно потратить несколько тысяч йен только на парковку. При этом дневной билет на метро стоит всего 140 йен (35 рублей). К тому же метро движется быстрее автомобильного потока.

Токио вообще отличается очень высоким уровнем цен: поесть в кафе стоит 70 долларов (1750 рублей). Но и зарплаты высокие: девушка, разносящая в кафе тарелки, зарабатывает 1500 долларов в месяц (37 500 рублей), и это одна из самых низких зарплат.

Кто виноват, что Япония живет хорошо?

" src=

– Когда говорят, что русские любят и умеют работать, то это неправда. Не умеют и не любят. В Японии многие конторы открыты с 9 до 22 часов, и люди в них действительно трудятся без отрыва. Мы сидели в одном офисе в течение часа, и девушка, которая отвечала на звонки, ни на секунду не оторвалась от работы – она не пила чай, не болтала с коллегами, не красила ногти. Потом было небольшое собрание, где наша делегация знакомилась с сотрудниками. Они провели с нами десять минут и тут же вернулись на работу.

Японцы очень аккуратны. Скажем, курят практически все, но пепел стряхивают в специальные портативные пепельницы. В хорошем смысле, они чокнутые на порядке – если идет ремонт дороги, то вдоль участка стоят люди в яркой одежде со светящимися жезлами и целый день машут ими, предупреждая водителей об опасности. В одном месте вместо человека поставили экран, на котором транслировали видеозапись такого регулировщика.

В центре Токио строится метро. Работы идут в ночное время, а утром котлован закрывается бетонными плитами, чтобы магистраль функционировала. И так каждый день.

Японцы исполнительны, все делают по правилам, и порой кажется, что сами они не думают. Положено – иди, не положено – стой. Мы попытались научить их переходить дорогу на красный свет – не получилось.

" src=

В Токио находится громадный Тойота-Центр, где компания показывает концепты, последние новинки, автомобили для продажи. А в центре города нельзя снимать со штатива – это считается профессиональной съемкой, на которую нужно разрешение. Но без штатива неудобно, и я наплевал на это правило. Очень быстро ко мне подошел человек и попросил убрать штатив. Я убрал, но снимать невозможно, и через минуту снова установил камеру на штатив. Он подошел снова. Я убрал, через минуту поставил опять. Он подошел… И так я делал раз десять, и он снова и снова подходил и объяснял мне, что этого делать нельзя.

Порядок на дороге поддерживается такими же методами?

" src=

– По дорогам ездит полиция, которая действительно занимается решением дорожных проблем. Платные дороги в Японии частные, но государство очень тщательно контролирует их. Я видел, как полиция разбиралась с бригадой рабочих, которые неправильно выставили заграждения при ремонте дороги.

Кстати, полицейские машины у них имеют «мигалку» на специальной подставке-пантографе – иногда ее поднимают, чтобы сделать видимой для водителей грузовиков.

Организацией движения занимается не только полиция. В любом супермаркете и гостинице есть служащие, которые помогают автомобилям заезжать на парковку, а пешеходам – переходить улицу. Около нашей гостиницы был переход, на котором дежурили две женщины. Когда они видели пешеходов, тормозили поток и регулировали движение голосом с помощью установленных у дороги аудио-колонок.

Или такой показательный пример. Гид сказал мне, что у него есть автомобильная страховка на все случаи. Оказалось, что помятое железо – это не самое страшное для японца. Куда страшнее сбить человека, потому что штраф за это – три миллиона долларов или тюрьма. В его случае подобные расходы покроет страховка, но все равно сбить человека считается большим преступлением.

– Поездка в Японию дала вам некое понимание причин их лидерства в автомобилестроении?

" src=

– С одной стороны, они не боятся заимствовать, и это вообще характерно для их культуры. Они называют себя «обезьянками». Скажем, в центре Токио есть аналоги Статуи Свободы и близнецов-небоскребов. Также в автомобилестроении – они берут лучшие идеи у других стран и умножают их на свою тщательность, скрупулезность.

Японцы помешаны на оптимизации всего и вся. Скажем, на заправках нет бензоколонок – они занимают слишком много место. Заправочные шланги свисают сверху со специального навеса, под которые заезжает автомобиль.

Небоскребы у них не только высокие, но уходят под землю на пять, а то и больше, этажей. Даже мусор – это целый бизнес. Для разных типов отходов предназначены разные урны: бумагу в одну урну, жестяные банки – в другую. К огромным мусороперерабатывающим заводам примыкают какие-нибудь бытовые учреждения, например, спортивные комплексы – тепло от сжигания мусора тратится на отопление стадиона. При этом мусор утилизируется настолько чисто, что люди могут тренироваться вблизи такого завода. Из мусора строят целые острова под аэродромы или одноэтажные кварталы.

– Напоследок, о больном вопросе. В России популярны праворукие автомобили. А в Японии есть леворукие?

" src=

– Да есть, хотя и немного. В основном это престижные и редкие автомобили, вроде Lamborghini или Jaguar. Законодательно запретов на левый руль в Японии нет, и если человек хочет ездить на американской или европейской машине – пожалуйста.

Рассказ Эдуарда кое-что проясняет. Например, почему задние фары нового Mitsubishi Lancer напоминают об Alfa Romeo, а Lexus IS в некоторых ракурсах смахивает на BMW.

Или почему японские автомобили столь надежны. Уж если девушки на пешеходном переходе работают исправнее российских светофоров, то на сотрудников их автозаводов можно положиться, как на систему управления орбитальной станцией.

«Японцы все делают по правилам, и порой кажется, что сами они не думают», – сказал Эдуард. По нашим меркам, такой подход отдает военщиной и огорчает отсутствием фантазии. Россиянин ради эксперимента попытается кинуть банку из-под пива в урну для бумаги, перейти улицу на красный свет или лично проверить исправность автоматических камер-радаров, следящих за скоростью потока. Наше правополушарное мышление подходит для решения неформальных задач, но в таком деле, как производство автомобилей, догнать педантичных японцев нереально. Хотя мы многому можем научиться у юго-восточных соседей, ведь японцы нашли решение для большинства проблем, которые подтачивают наше автомобильное счастье – пробки, высокая аварийность, зависимость качества машин от дня недели.

Если мы будем работать с 9 до 22 часов и соблюдать все инструкции, наверняка наведем сногсшибательный порядок в городе, и даже построим метро. Но, если честно, хотим ли мы порядка, ради которого нужно работать с 9 до 22 часов?

Помощь в подготовке материала оказывали компании «Эспада-Про», «31 канал» и автосалон «Япония-Авто».

Фото: Фото в галерее из архива Эдуарда Трифонова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления