Что важнее всего для автовладельца – внешность, комфорт, безопасность, динамика, проходимость машины? Или все-таки надежность? В конце года публикуется множество рейтингов и вручается масса премий самым-самым… Всем, кто планирует обзавестись новой или подержанной иномаркой, стоит пристальнее изучить статистику о прохождении ТО, предоставляемую крупнейшей немецкой службой технической проверки на транспорте TUV.
TUV ежегодно контролирует на территории Германии свыше 7,5 миллиона автомобилей в возрасте от двух до 11 лет. Автомобили тестируются по сотне параметров, в основу отчета ложатся оценки по семи главным – коррозия кузова, неисправности подвески, люфт рулевого управления, отказы электрики, эффективность тормозной системы, состояние трубопроводов и износ выхлопной системы. Результаты заносятся в таблицы, где машины делятся на группы по сроку эксплуатации. Ключевой критерий оценки надежности – процент машин с обнаруженными дефектами на тысячу единиц выбранной модели. Средний показатель неисправностей в группе указан также в процентах в начале каждой таблицы, с ним удобно сравнивать результат конкретной модели.
В таблицу попадают только те автомобили, которых в Германии более 20 тысяч, поэтому, к сожалению, в отчете не найти некоторые популярные у нас модели.
При оценке надежности новых автомобилей (таковыми в Германии считаются все в возрасте от одного до трех лет) стоит учесть, что небольшой срок эксплуатации обедняет статистику поломок, естественно, и ломаются новые автомобили реже, что может несколько искажать реальную картину надежности.
По последним данным TUV, ситуация следующая:
Время все расставляет по местам. Ключевой момент наступает в четыре-шесть лет. Именно в таком возрасте машины, как правило, начинают попадать и на вторичный рынок. Так какие же из них могут преподнести больше сюрпризов?
По результатам последнего отчета TUV, четырех-пятилетние автомобили (выпущенные в 2001-2002 годах) расположились следующим образом:
И еще две важных таблички: первая – рейтинг TUV 2006 для автомобилей возрастом шесть-семь лет, вторая для справки – рейтинг TUV за 2003 год двух-трех летних машин.
Теперь присмотримся к четырех-пятилетней Toyota Avensis. Машина в десятке лучших: девятый результат с 5,8 % поломок, с хорошим запасом выше среднего процента (11,2) в группе.
Что будет с этой Toyota через шесть-семь лет можно представить, взглянув на таблицу шести-семилеток. Там у Avensis восьмое место, 7,4 % поломок. А если обратить взор на отчет TUV 2003 года, когда продажи и эксплуатация модели только начались, то можно обнаружить ее на пятом месте с 2,3 % поломок. Независимо от возраста Avensis уверенно держится в верхней части таблицы, рекомендуется расчетливым владельцам.
Оценим Nissan Almera. Четырех-пятилетний автомобиль на 12-й строчке рейтинга, поломок – 6,3 %. К шести-семи годам он уже на 11-м месте с 8,7 % дефектов. Еще любопытнее взглянуть на рейтинг 2003 года, тогда эта модель была на 13 месте, то есть с возрастом Almera даже чуть прибавила в надежности в сравнение с некоторыми конкурентами. Чего, к сожалению, нельзя сказать про Ford Focus первого поколения. Когда он дебютировал на рынке в 2002 году, то занял в рапорте TUV первое место с рекордно низким процентом неисправностей – 1,0. А в 2003-м съехал на 16-е место, 3,5% дефектов. А четырех-пятилетние Focus уже на 29-м месте с 9,3% поломок.
Показывая средний результат по надежности, Renault Clio тоже лихо скатывается по строчкам рейтинга: c 59-го места в четырех-пятилетнем возрасте на 94-е к шести-семи годам.
А Hyundai Accent с возрастом наоборот становится лучше: перемещаясь с 81-го на 66-ое место.
Не менее любопытно дела обстоят у более «старших» моделей: Opel Vectra и Audi A4. Четырех-пятилетняя Vectra, вопреки домыслам скептиков, имеет процент поломок ниже, чем средний по группе (47-е место) и с возрастом хуже не становится (44-я строчка). Так хотелось сказать тоже самое про A4, но, увы – падение с 44-го до 69-го, процент поломок 19,8(!), в то время когда среднее значение по группе – 17,2.
Вполне надежен Ford Mondeo: 54-я и 47-я строчки, а VW Passat, тоже теряет авторитет – к шести-семи годам лишь на 78-м месте и чуть лучше пока молодой – 68-е.
Для полноты картины приведем еще пару таблиц с восьми-девяти и десяти-одиннадцатилетними авто. Будет чем заняться на досуге.
По материалам рейтинга TUV журнала AutoBild