В конце июня свое шестидесятилетие отмечает один из знаковых автомобилей отечественного автопрома – ГАЗ М-20. Он же – «Победа».
26 августа 1945 года вышло постановление ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», предписывающее начать серийный выпуск автомобиля «Победа» с 28 июня 1946 года.
Этому дню предшествовали два года работ, в течение которых группа конструкторов под руководством Андрея Липгарта создавала автомобиль. В то время проект новой модели еще носил свое первое имя – «Родина».
Общую компоновку машины вычерчивала группа под руководством Бориса Кирсанова. Ведущим конструктором по кузову был назначен Александр Кириллов. Контролировал их работу заместитель Липгарта Юрий Сорочкин, который подключил к созданию форм машины талантливого художника–графика Вениамина Самойлова. Этот человек и создал окончательный вариант рисунка «Победы», переосмыслив кузов немецкого «Opel Kapitan» и создав обтекаемую конструкцию без выступающих крыльев, с утопленными фарами. Автор рисунков так и не увидел «живой» Победы — его жизнь трагически оборвалась вскоре после того, как был готов последний эскиз.
6 ноября 1944 года главный конструктор лично сел за руль опытного образца и вывел его на испытания. А 19 июня 1945 года, за пять дней до парада Победы, новая машина предстала перед Иосифом Сталиным. В Кремль привезли оба образца: с 62-сильной «шестеркой» и с новым 4-цилиндровым мотором мощностью 50 л.с. Выбор был остановлен на «четверке». В это же время решился и вопрос имени автомобиля. «А сколько стоит Родина?», – сказал вождь, услышав первоначальное название. И машину назвали «Победой».
Потом было 28 июня, а за ним – двенадцать с половиной лет, в течение которых с конвейера сошло более 235 тысяч автомобилей ГАЗ М-20. Оценивая свою работу, конструкторы ГАЗа констатировали: «Нам удалось создать высокоэкономичный автомобиль, динамика которого, безусловно, не может считаться низкой, хотя, конечно, и не является рекордной».
Прошло шестьдесят лет, но и сегодня на улицах российских городов можно встретить «Победы». Перейдя в разряд антикварных, эти автомобили сегодня ценятся знатоками, и все большее количество «Побед», проходя этап восстановления, становятся ценными экспонатами коллекций.