Продажа банка «Северная казна» расколола некогда монолитную команду его основных акционеров на две части. Группа во главе с Владимиром Родионовым, владевшая блокирующим пакетом (порядка 28%), на деньги от продажи акций купила «КомНейвабанк», намереваясь сделать его наследником бизнеса «Северной казны». О настоящем и будущем финансовой организации, которая ныне переименована в банк «НЕЙВА», мы беседуем сегодня с руководителем челябинской региональной дирекции Немковым Алексеем Викторовичем.
– Алексей Викторович, 9 сентября на финансовый рынок Екатеринбурга вышел новый банк – «Нейва». Как появился этот проект? Почему он появился именно сейчас во время кризиса?
– Кризис – это время больших возможностей, в первую очередь – в финансовой сфере. Собственно, именно благодаря ему и появился банк «Нейва». А конкретнее – своим существованием наш проект «обязан» санации банка «Северная казна». После её продажи на нашем региональном рынке появилась свободная ниша, заполнить которую попытались многие банки. Но безуспешно.
И многие предприятия столкнулись с тем, что не могут найти для себя кредитное учреждение, которое полностью отвечало бы всем их требованиям, предоставляло тот уровень услуг, к которому они привыкли.
Эта проблема возникла и перед рядом бывших мажоритарных акционеров банка «Северная казна». Тогда пришло четкое понимание: коли место вакантно, то уж кому, как не выходцам из «Северной казны» ее занять? В качестве «застрельщика» идеи выступил президент ЗАО «УралАвиа» Владимир Родионов (основной вид деятельности ЗАО «Урал-Авиа» – научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Компания занимается разработкой, производством, ремонтом и восстановлением составных частей летательных аппаратов – прим. ред.). Он вышел с предложением к команде менеджеров, в разное время работавших в «Северной казне». Так и родился банк «Нейва».
Сторонние наблюдатели, конечно, были преисполнены скепсиса: мол, «запустить» практически с «нуля» банк в нынешних условиях невозможно. Может быть, для других начинаний это и справедливо. Но в этом проекте сошлось все очень удачно: с одной стороны – акционеры со своими финансовыми ресурсами, с другой стороны – возможность приобрести «чистый» банк, с третьей – собрались специалисты высочайшего уровня, прошедшие все ступени банковского бизнеса.
И уже через месяц после начала работы мы начали в «тестовом» режиме обслуживать предприятия наших партнеров. Когда система была отлажена и протестирована, мы решили, что можем вывести её на открытый рынок. Это и было сделано 9 сентября.
– Дата 9 сентября была выбрана неслучайно?
– Действительно, для нас это особый день. Дело в том, что 9 сентября – день рождения «Северной казны», банка, которому каждый из нас «отдал» много лет. Самой «Казне», по понятным причинам этот праздник уже не нужен, и мы решили, что грех не использовать дату, столь значимую для всех нас.
На этот день мы запланировали сразу три события – запуск системы «Банк-Директ» (интернет-банк для юр.лиц), открытие нового отделения банка в Екатеринбурге и празднование первого дня рождения банка «Нейва».
И уже в последний момент обратили внимания на то, что день этот не простой – 09.09.09. Решили, что это хороший знак, и в 09:09:09 по екатеринбургскому времени запустили «Банк-Директ». С этого момента можно вести точку отсчёта работы обновлённого банка.
– Банк «Нейва» будет стремиться копировать докризисную «Северную казну» и её продукты?
– Если речь идет об идеологии – то да, мы заимствуем, а вернее, наследуем «казнинскую» философию бизнеса. Многое из того, чем славилась «Северная казна», будет реализовано в «Нейве». Но мы не собираемся слепо копировать, скорее, строить новое с учетом былого опыта. «Нейва» – это и продолжение линии «Северной казны», но и работа над ошибками «Северной казны». Для этого у нас есть все возможности: и профессиональный коллектив, и опыт, и абсолютное взаимопонимание с акционерами. Не нужно длительных объяснений, переговоров и лишних реверансов. Всё решается очень быстро, по-деловому. Банку это идет только на пользу.
– Почему в качестве основы для нового проекта был выбран «КомНейвабанк»?
– Выбор был неслучайным. «КомНейвабанк» был образован на базе отделения Госбанка СССР, открытого еще в 1957 году. Всю свою историю он занимался тем, что обслуживал счета предприятий закрытого города Новоуральска, то есть никогда не работал на рынке.
В 2006 году государство приняло решение перевести счета всех «закрытых» предприятий в государственные банки и включило «КомНейвабнак» в план приватизации. В результате банк потерял свою экономическую нишу и быстро стал убыточным. По всем показателям «КомНейваБанк» был самым маленьким банком Уральского региона. Более того, в результате падения капитала у банка была приостановлена лицензия на проведение операций с физическими лицами. Таким образом, к моменту покупки банк представлял собой фактически чистую лицензию. И кредитный портфель, и объем привлеченных средств были крайне незначительными.
И это нас вполне устраивало. Новый банк был создан практически с нуля. Нам не пришлось ничего ломать, ничего переделывать. Кроме того, мы полностью избавлены от тех рисков, с которыми связано приобретение нового кредитного учреждения. Так, у «КомНейвабанка» практически не было просроченной задолженности по кредитам (поскольку объем самих кредитов крайне невелик) и нет никаких «скелетов в шкафу». Мы совершенно не опасались оттока вкладчиков – их и так фактически не было.
Так что можно сказать, покупая «Комнейвабанк», наши инвесторы приобрели чистую стройплощадку, на которой было начато возведение нового здания банка «Нейва».
– Что вам удалось сделать за месяцы, что прошли с момента начала работы над новым проектом?
– Оглядываясь назад, понимаешь, что мы сделали невозможное. За три месяца мы запустили банк с нуля. Провели ребрендинг. Была полностью заменена автоматизированная банковская система (АБС), создан интернет-банк для юридических лиц, все это объединено в единую работающую сеть.
Сегодня «Нейва» – вполне рыночный банк, который предлагает комплексное обслуживание юридических лиц. И это не только система расчетов, но и кредиты, и депозиты – весь тот набор инструментов, который нужен клиенту.
У нас уже работает два офиса в Новоуральске, два – в Екатеринбурге, один – в Каменске-Уральском, один в Челябинске. До конца этого года планируется открыть еще по одному офису в Челябинске и Екатеринбурге, в начале следующего — в Магнитогорске и Верхней Пышме. Офисы открываются не на пустом месте, а под уже готовую клиентскую базу.
На данный момент у банка уже около двух тысяч клиентов. Часть из них – старые партнеры банка из Новоуральска, часть – пришли вместе с акционерами. Но очень большое число – совершенно новые клиенты, которых мы получили за последние дни. Мы были удивлены и не ожидали, что они будут открывать счета с такой интенсивностью.
В среднем в день каждый наш екатеринбургский офис открывает семь-восемь новых счетов. Это хороший показатель даже для крупного банка, давно работающего на рынке и обладающего развитой филиальной сетью.
Мы перестали быть самым маленьким банком Свердловской области. К концу года капитал будет увеличен за счет дополнительных вкладов участников ООО «КомНейвабанк». Уставный капитал, который сейчас составляет 4 млн 270 тыс. рублей, возрастет до 150 млн. Собственный капитал составит 180 млн рублей. Сразу же добавится еще 30 млн в виде субординированного депозита, то есть в итоге получается 210 миллионов. Это значит, что мы намного «перепрыгнем» планку требований по капиталу, которые выставляет Центробанк на 2010–2011 год.
В ближайшее время банк официально сменит место регистрации с Новоуральска на Екатеринбург.
– В чем заключается главный принцип, которым руководствуется банк?
– Принцип у нас один – создавать продукт, который нужен и удобен клиенту. Методов достижения этой цели несколько. Во-первых, мы всегда стараемся примерить новый продукт на себя. Удобен ли он нам как клиентам? Какие функции были бы насущно необходимы и какие удобны, если бы мы пользовались им каждый день? Эти вопросы позволяют избежать известной ошибки разработчиков, которые делают продукты, удобные банку, а не клиенту.
Во-вторых, это обратная связь: первая функция, которая была реализована на корпоративном сайте – это форум, на котором пользователи могут оставлять свои замечания и предложения. И некоторые из них мы уже реализовали в своем «Банк-Директе». К примеру, изначально в нем не было возможности сортировать платежи по контрагентам. Клиенты попросили эту функцию, и мы её тут же запустили. На общегородском форуме потенциальные клиенты высказали несколько пожеланий по услугам – буквально в течение пары дней мы сумели реализовать это.
– Что из себя представляет «Банк-Директ»?
– Это классический интернет-банк для юридических лиц, в котором однако реализованы все возможные функции, которые могут понадобиться нашему пользователю. Мы постарались сделать так, чтобы его интерфейс был максимально простым и дружелюбным, но в то же время функциональным. Думаем, что это нам удалось в полной мере.
Фактически там есть все функции, которые сейчас востребованы клиентами. Всё, о чём просили, чем чаще всего пользуются на протяжении стольких лет ИП, ООО и другие юридические лица.
Хотите, чтобы право подписи было у нескольких сотрудников? Не вопрос: руководитель, бухгалтер и так далее получают каждый право подписи, но с отдельным ключом. Отдельная история – ключи с ограниченным доступом. К примеру, сейчас есть холдинги, где существует многоступенчатый контроль отправления платежей. В этом случае бухгалтер сможет в интернет-банке просмотреть счета, получить выписку, «набить» платеж, но отправится платеж только после того, как его подпишут своей ЭЦП уполномоченные лица.
Более того, мы считаем, что отправить платёжки – это несложный процесс. Для клиента зачастую важен юридически легитимный документооборот. У нас он реализован через интернет-банк. Когда клиент отправляет в банк электронное письмо, оно сопровождается электронной цифровой подписью и воспринимается нами как официальный, юридически значимый документ, который мы обязаны принять к рассмотрению.
– Это собственная разработка банка?
– Мы не держим у себя разработчиков. Но та схема, по которой мы работаем, – это и не типичный аутсорсинг.
Дело в том, что сейчас банк «Нейва» входит в конгломерат компаний, объединенных общими собственниками. В этот консорциум, помимо нас, входит страховая компания «Северная казна», а также компания «Информационные системы». По сути «Информационные системы» – это 90% списочного состава департамента информационных банковских технологий «Северной казны». Именно они и разработали нашу систему.
Но тут необходимо понимать, что написать интернет-банк – это даже не половина дела. Куда сложнее привязать его к автоматизированной банковской системе, заставить их работать как одно целое, заставить всё это функционировать надлежащим образом. Это огромный труд.
– Какие задачи стоят перед банком в ближайшие месяцы?
– Что касается юридических лиц, то старт кампании дан. Мы наращиваем клиентскую базу, параллельно делая режим работы удобным для клиентов: офисы работают с 8:00 до 20:00, а в субботу с 9:00 до 16:00. С 15 октября ввели расширенный операционный день – прием и отправка платежей текущим днем происходит до 22.00.
Что касается дальнейшего развития банка, то задача номер один: возобновить лицензию на обслуживание физических лиц. Это задача осуществима, все необходимые мероприятия для этого делаются. Главное уже сделано – капитал банка превысил предел, установленный Центробанком. Теперь нам необходимо выполнить следующие существенные требования, общее число которых – порядка 30. Одно из них, например, два квартала отработать с чистой прибылью. Думаю, с этим проблем также не возникнет.
В течение 2010 года будет происходить внедрение и продвижение продуктов для физических лиц. Пакет буде включат в себя как кредиты, так и депозиты, и, конечно же, расчетную систему на основе интернет-банка. После этого мы планируем развернуть собственную банкоматную сеть. В целом создадим комфортный современный универсальный банк со всеми приличествующими универсальному банку услугами.
По материалам журнала «Деловой квартал» и ИА «УрБК»
На правах рекламы
ООО «КомНейвабанк»;
Офис банка «НЕЙВА» в Челябинске: пр. Ленина, 36;
Лицензия ЦБ РФ №1293.